«Приплыли»: За что вандалы не любят Репина, Ивана Грозного и других великих
27.05.2018, 0:12
Фото: Global Look Press
Подозреваемый в совершении акта вандализма против картины великого русского художника Репина в Третьяковской галерее опроверг «идеологическую» подоплеку своего поступка. Оказывается, его просто «накрыло».
Историческая справедливость не при чем — виновата водка.
Накануне вечером в музей пришел мужчина. Как и другие посетители, он хотел посмотреть на шедевр кисти Репина. Но что-то пошло не так. В районе девяти вечера мужчина набросился на картину, разбил стекло металлическим столбиком ограждения и повредил полотно.
Злоумышленника тут же задержали. Напавший на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» полностью признал свою вину и рассказал о случившемся.
- В восемь вечера зашел в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло, — сказал подозреваемый, добавив, что изначально пришел в галерею, чтобы посмотреть картину.
Игорь Подпорин — так зовут нападавшего — от искусства далек. В Москву приехал из Воронежской области и у него нет постоянного места работы. Следователи собираются установить вменяемость мужчины. В отношении подозреваемого возбудили дело по первой части статьи 243 Уголовного кодекса России (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).
Картина получила серьезные повреждения: холст порван в трех местах, а также от падения стекла пострадала авторская художественная рама. По информации «Интерфакса», разрывы находятся в центральной части работы на фигуре царевича.
- По счастливой случайности, самое ценное — изображения лиц и рук царя и царевича — не пострадали, —рассказали агентству в Третьяковке.
В распоряжении Пятого канала оказались снимки и видео с места преступления, из Государственной Третьяковской галереи
Полотно уже отправили на реставрацию. Современные возможности реставраторов продвинулись далеко вперед, поэтому на восстановление картины «Ивана Грозного» может уйти не так много времени. Сам факт нападения лишний раз говорит о невероятной художественной выразительности шедевра Репина, считает эксперт в области живописи Сергей Подстаницкий.
— И одно из доказательств его выдающегося художественного достоинства — это то, что оно так будоражит людей даже с нестабильной психикой. Если же говорить про коммерческую стоимость, то это вопрос нескольких миллионов долларов, — добавил Подстаницкий.
Илья Репин написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в 1885 году. Полотно тут же запретили к показу. Все время царствования Александра III, до 1894 года, картина была под запретом.
В 1913 году произошло первое покушение на картину. 29-летний иконописец и старообрядец Абрам Балашов с криками «Довольно крови! Долой кровь!» трижды ударил ее ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица царя и его сына. С тех пор полотно находится под пристальным наблюдением реставраторов и хранится под стеклом.
Ровно век спустя, в 2013 году, с нападками на картину обрушились православные активисты. Они обратились в Минкульт с просьбой убрать полотно из Третьяковской галереи. По их мнению, работа Репина «клевещет не только на царя, но и на русский народ и русское государство», так как царь Иван Грозный никогда не убивал своих сыновей.
Впрочем, Репину в каком-то смысле повезло — чаще всего вандалы покушаются на картины Рембрандта и Леонардо да Винчи. Одно из самых охраняемых в мире полотен — «Мону Лизу» — за последние 65 лет четыре раза пытались уничтожить или испортить. В 1956 году в парижском Лувре боливиец Уго Унгаза Виллегас бросил в «Джоконду» камень и слегка повредил картину. В 1974 году японский турист бросил в «Мону Лизу» пузырек с краской, однако шедевр спасло защитное стекло. После этого случая «Джоконда» смотрит на посетителей сквозь прозрачное пуленепробиваемое покрытие.
В 1985 году 48-летний литовец Бронюс Майгис в Эрмитаже несколько раз ударил «Данаю» Рембрандта ножом, после чего плеснул в полотно кислотой. Операция по спасению шедевра началась немедленно, и тем не менее оказалась утрачена почти треть живописного полотна. Основной урон пришелся на самую ценную часть — женскую фигуру. Реставрация продолжалась 12 лет. Половину этого срока Бронюс Майгис провел в психиатрической больнице. Ему поставили диагноз «вялотекущая шизофрения».
В 1987 году в амстердамском музее «Стеделийк» было совершено двойное покушение на работы американского абстракциониста Барнетта Ньюмана. Маньяк порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III». Его поймали, он отсидел, вышел и снова отправился в музей, где порезал еще одну картину Ньюмана.
Как выяснилось, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны.