Лётчик-эксперт рассказал, какие недостатки вертолёта Ми-8 могли спровоцировать крушение у Шпицбергена

, 23:23

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: Пятый канал

Пятый канал публикует заключительную часть интервью с заслуженным лётчиком-испытателем Вадимом Базыкиным. Он объяснил, в чём современные модификации вертолёта Ми-8 уступают оригиналу и аналогам.

Около Баренцбурга разбился вертолёт Ми-8 последней модификации. По заверениям конструкторов, он идеально адаптирован под полярные условия. Но легендарному пилоту-испытателю есть что сказать на этот счет. 

«В каждой модели есть плюсы и минусы», — начинает Базыкин

Самое главное достоинство — стеклянная кабина и цветные мониторы. Прямо как в наших телефонах — очень удобно и доступно. 

Но есть и минусы. Расположение приборов не соответствует нуждам лётчиков.

Базыкин приводит пример: «Вот мне надо видеть и землю, и значение высоты, но у меня перед глазами прибор, который показывает обороты несущего винта».

Это было очень полезно на старом вертолёте, когда запаса мощности не хватало. Но современные двигатели на порядок мощнее, и последние модификации Ми-8 практически невозможно перегрузить. Поэтому обороты винта уже не так важны для пилота, как раньше. 

Одна из современных модификаций Ми-8. Источник: Wikimedia, Василий Зимин

Но о самом главном недостатке лётчики «кричат уже более двадцати лет». При отказе двигателя его невозможно сразу же запустить. На оригинальном Ми-8 можно, а на модификациях нет. Сперва необходимо завести силовую установку, а для этого требуются 40-50 секунд. 

«Но за это время вы уже не жилец. У вас полторы-две секунды в запасе есть», — сокрушается Вадим Базыкин

Такой промежуток времени подходит для самолётов. Но рабочая высота вертолётов от 100 до 500 метров. За время перезапуска двигателя современный Ми-8 просто рухнет. А ведь это не такая сложная операция, как можно было бы подумать.

«Без всякой помощи командира это делает бортинженер. Команду дал, а он тоже хочет жить и сам всё сделает, — рассказывает лётчик и добавляет, — Но вот сколько мы не просим [конструкторов], отмахиваются, дескать, не нужно». 

Остро не хватает противообледенительной системы. В предыдущем интервью Вадим рассказал, что именно отколовшийся кусочек льда мог стать причиной катастрофы около Шпицбергена. Срыв наледи гасит двигатели, и у пилота нет уверенности в работе машины. Ему приходится постоянно смотреть в специальное окошечко и следить, сколько там накопилось льда. А это сильно отвлекает. 

Ну и последнее — нужен современный автопилот. На аналогах Ми-8 есть специальная кнопочка, которая забирает на себя управление вертолётом и выводит его на разгон.

«Вот вы взлетаете — снежный вихрь. Вы ничего не видите. У вас появляются ложные ощущения. Кнопочку нажал, и он аккуратненько-аккуратненько сам поднялся до высоты, допустим, в 300 метров. Пробил тонкую облачность или вышел из снежного вихря. И после этого говорит, либо вы забирайте, либо я продолжаю, — рассказывает пилот-испытатель. — А у нас старый автопилот, которому люди просто не верят. Он нормальный, но из кабины можно выйти, только рискуя собственной жизнью. Ну что это за автопилот?»

Конечно, вертолёт не упадёт сразу на землю. Но постепенно он будет заваливаться на бок. 

«Сейчас уже не то время, чтобы работать на таких приборах», — заключает эксперт

Ранее Пятый канал публиковал другую часть интервью, где Вадим Базыкин рассказал об особенностях погоды над Шпицбергеном.

Читайте нас в Дзен