Одна из школ в Курской области стала настоящей школой выживания
02.03.2017, 10:15
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Уроки проходят в экстремальных условиях. Но это не просьба родителей, или учебный план. Просто у местных властей нет денег на водопровод, туалет и отопление.
Зато ударными темпами возводят сельский клуб. Разразился скандал. Начались проверки. И тогда чиновники приняли решение школу закрыть. Наш корреспондент Илья Аникеев о парадоксах села Веретенино.
Двор сельской школы сияет как армейский плац. Повар Ольга всю зиму разгребала тропинки кастрюлей, а потом относила прямо на кухню. На горячей плите добывала воду, растапливая снег.
Ольга Панченкова, повар: «Помыть полы, помыть картошку, чтобы её чистить, её же надо вымыть. Не буду же я грязную картошку. Собираю капели весною, летом дождливые капели собираем, чтобы где-то помыть, где-то убрать».
Каждая капля на вес золота. В школе села Веретенино водопровода нет. Администрация Железногорского района выделяет 40 литров питьевой воды на 33 ребёнка в месяц. Но этого едава хватает на неделю. Школьные коридоры заставлены цистернами, бочонками и бутылками. В них собирают талую воду и берегут на случай засухи. Карьер Михайловского горнообагатительного комбината. Налоги этого градообразующего предприятия на 70% пополняют бюджет Железногорска. Спонсорскую помощь получает и районная администрация в размере 30 млн рублей, но и этих денег оказывается недостаточно, чтобы найти средства на постройку отапливаемого туалета в маленькой сельской школе.
Стометровку до уборной Максим бегает быстрее всех. По-другому нельзя. Если не успеешь первым, можно всю перемену простоять на улице – в очереди у закрытого туалета. Чтобы зимой в нём было теплее, взрослые обили стены железом. В веретенинской школе каждый учитель немного трудовик.
Александр Артёмов, сторож: «Сначала цементировали, потом собрали, утеплитель покупали, потом железо. Тут даже никакой помощи и разговора ни о чём не было».
Зато в Веретенино, где проживает почти 1000 человек, завершается строительство нового клуба. Скоро там будет горячо. Проект обошёлся селу в 22 миллиона рублей. На вопрос, как так получилось, в школе объясняют - их по закону может финансировать исключительно районный бюджет.
Валентина Козловская, директор школы с. Веретенино: «Глава района после всего этого сказал, что школа будет закрываться. Рядом же на территории этого сельского совета одни жируют, потому что строятся здания, на которые уходят очень большие суммы, миллионы. И неужели нельзя найти сколько-то миллионов или хотя бы тысяч, чтобы сделать что-нибудь для этой школы».
Глава сельского поселения показывает новую двухэтажную библиотеку. Удобства внутри, газовое отопление, на каждом этаже плазменные телевизоры и евроремонт. Вроде строили для народа, но спрос на читательские билеты невелик.
Елена Косинова, глава Веретенинского сельского совета Железногорского района Курской области: «А что в этом плохого, что построена библиотека? Что строится клуб? Он в стадии завершения находится. Разве это плохо? Что кроме школы у нас на селе ничего не должно быть? Финансировать строительство школы мы не имеем права».
Разруха не в клозетах, а в головах, уверен глава районной администрации.
Александр Фролков, глава Железногорского района Курской области: «Наверное, и моя вина, как вина директора школы, что мы допустили до такого случая, что снег топится, но у нас в планах в этом году провести туда водопровод и я думаю, что к середине лета дети будут уже с водой».
Но родители и педагоги уже не верят словам. Отписками на их обращения завален директорский стол. Им обещали газовое отопление, но дети по-прежнему греются у электрических радиаторов. А недавно им сказали, что несмотря на высокую успеваемость и спортивные достижения учеников, их школу, закроют как малокомплектную.
Гегам Вардапетян: «Легче, чем туалет построить, давайте мы закроем школу, и дети будут ездить в другие школы».
В этом году учащиеся веретенинской школы собирались отметить её юбилей – 50-летие. На общем собрании родители и учителя договорились, что помешать празднику никто не сможет. Тем более, что обещанных коммуникаций они ждут больше, чем три года.