На Дальнем Востоке готовятся защитить заповедники от лесных пожаров

, 10:20

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Внедряют сразу несколько ноу-хау. Впервые в России применили уникальную технологию огнеупорной обработки. Специальное противопожарное вещество наносят на стволы деревьев.

Так рассчитывают спасти тайгу вместе с гнёздами редких птиц, и в том числе сохранить урожай. Например, этой зимой животные остались без пропитания. Наш корреспондент Даниил Горчаков выяснил, чем приходится кормить обитателей заказника.

С наступлением по-настоящему зимней погоды единственный инспектор расположенного в Еврейской автономии заказника «Ульдуры» Владимир Гегельский приступает к сервировке таёжного банкета. В переводе с языка дальневосточных аборигенов Ульдуры означает — удачная охота у реки. Правда, стрелять в животных в границах парка запрещено. Более того, экологи теперь помогают здешним копытным пережить холода. Подаренные неравнодушными фермерами и предпринимателями овощи и сено каждый день развозят по специальным подкормочным площадкам.

Обычно осторожные кабаны и олени подкрепиться на такие площадки выходят после заката. Однако нашей съемочной группе повезло. Семейство из полутора десятков диких свиней во главе с огромным самцом-сикачом появились среди бела дня. Даже шум от автомобилей их не пугает. Уже несколько лет подряд в дальневосточной тайге неурожай ореха и жёлудя. Специалисты объясняют — это последствия пожаров — главной беды лесных обитателей.

Эта лиственица — единственное дерево в округе, которое уцелело после пожара. Его следы заметны до сих пор. Дальневосточные аисты гнездо на этой вершине вьют примерно два сезона подряд. Но судя по состоянию ствола, ещё одного возгорания дерево не выдержит. А это значит, что аистиная семья весной, вернувшись из теплых стран, может лишиться и этого дома. Такими яркими табличками в Еврейской автономии стараются отметить все стволы, где устроили гнёзда редчайшие птицы. Дальневосточные белые аисты в отличии от своих европейских собратьев селятся как можно дальше от человека. Но даже это не спасает их от мощных пожаров. Сейчас, когда птицы оставили свои летние квартиры, общественным активистам пора подготовить гнездовья к предстоящему сезону весенних палов.

Анна Барма, координатор проектов по особо охраняемым природным территориям Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы: «На водно-болотных угодьях проходят низовые пожары, которые могут повредить дерево, на котором гнездятся аисты, из-за этого дерево может упасть, пострадает и само гнездо. И задача хранителей аистовых гнёзд — провести противопожарную обработку вокруг деревьев, на которых гнездятся аисты».

Экологи тщательно выкашивают всю траву в радиусе нескольких метров от дерева с аистовым гнездом. Ещё одно ноу-хау сотрудники природоохранных ведомств подсмотрели в обычных хозяйственных магазинах. Продающаяся там жидкость для противопожарной обработки досок и бруса, как выяснилось, идеально подходит и для защиты живых деревьев.

Николай Яковлев, заместитель руководителя Дирекции по охране объектов животного мира и особо охраняемым природным территориям ЕАО: «Обрабатываем деревья с гнёздами аистов специальным раствором, который обладает противопожарным действием. Его в магазинах продают, заходим — покупаем специальное противопожарное покрытие и обрабатываем им стволы деревьев».

Специалисты стараются проводить такую обработку до наступления сильных холодов. Иначе приходится работать при помощи обычной кисточки, пульверизатор задействовать не получается — капельки жидкости просто замерзают на лету.

Чтобы проверить эффективность обработки деревьев особо ценных пород огнезашитной жидкостью, мы решили провести небольшой эксперимент. Это — два кусочка берёзовой коры — очень легковоспламеняющийся материал. Один из них пропитан особым химикатом, другой — нет. Пытаемся поджечь тот кусочек, который не прошёл обработку. Смотрите, он вспыхивает моментально, горит очень ярко и быстро. Второй кусочек пытаемся поджечь — у нас ничего не получается. В лесах Еврейской автономной области уже доказали на практике пользу от такой химической обработки стволов. После сильных пожаров пропитанные спецсредством деревья с аистовыми гнёздами полностью сохранились, хотя вся остальная растительность вокруг была уничтожена огнём. Однако обработать таким способом все леса просто нереально. Поэтому зимой сотрудники лесной службы заняты оборудованием традиционных минерализированных полос. Мощный бульдозер срезает слой почвы по всему периметру заказника.

Иван Гуменный, инженер по лесовосстановлению биробиджанского лесхоза: «Видите, две минполосы. Между ними будет выжигаться трава. Для того, чтобы основной пал, когда пойдёт, он остановится. Ширина более 10 метров останавливает огонь спокойно».

Как говорят специалисты, защитить леса от огня могли бы ещё и поправки в действующее законодательство. Сейчас сотрудники служб лесоохраны не имеют права превентивно тушить сельскохозяйственные палы пока огонь не доберется до самой тайги. Исправить эту правовую коллизию дальневосточные защитники природы уже попросили федеральный центр.

Читайте нас в Дзен