В Петербурге исполнили считавшееся утерянным произведение Игоря Стравинского
03.12.2016, 10:06
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Дело в том, что партитура пьесы, написанной больше века назад, считалась безвозвратно утерянной. И лишь случайная находка позволила вновь ожить "Погребальной песне".
Наш корреспондент Наталья Дубровская продолжит.
Этого произведения из ныне живущих еще никто не слышал. Его исполнили лишь однажды в 1909 году. С тех пор оно бесследно исчезло. И вот для поклонников музыки Стравинского настоящее чудо. В Мариинском театре звучит утерянная, казалась бы навсегда, Погребальная песня. Сам автор был уверен, что рукопись партитуры пропала во время революции. В тот момент композитор уже жил в Европе. Он, конечно, пытался восстановить всё по памяти, но безуспешно. Ведь написал пьесу Стравинский в самом начале своей карьеры. В 23 года.
Партии голосов, их было 58, нашли случайно во время переезда Нотной библиотеки Консерватории. Из этого материала и удалось воссоздать партитуру. Погребальная песня написана для большого симфонического оркестра. Одна только группа струнных – 60 музыкантов.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Уникальная находка, историческое явление сегодняшний концерт. Мы все все охвачены волнением и торжественностью момента, если хотите. И это совершенно необычное явление, через 100 с чем-то лет исполнить произведение величайшего автора 20 века».
В Консерватории до сих пор не могут поверить в такую удачу. Оркестровая пьеса оказалась в коробках, предназначенных на выброс. Среди старых бумаг и обнаружили лучшее сочинение Стравинского до балета Жар-Птица– это мнение самого композитора. Одиннадцатиминутное сочинение оказалось своеобразной пробой пера – позже Стравинский использовал в музыке к балету некоторые приемы из Песни.
Алексей Васильев, ректор Санкт-Петербургской консерватории: «Там такие очень экзотические музыкальные инструменты использованы, такой инструмент можно встретить еще у Вагнера, использовать в своей партитуре тоже».
Рукопись хранится в папке, которую открывают крайне редко. На нее тут и дышать боятся. Для музыковедов это настоящая реликвия. О том, чтобы листать, а значит показать ноты посторонним, или сыграть и речи нет. Все права у наследников композитора. Но для того, чтобы прочувствовать мелодию, не обязательно брать в руки инструмент.
Вообще, история с чудесным появлением композиции, только на первый взгляд чудесна. В Консерватории уверены, что песню специально спрятали, когда Стравинский оказался не угоден советской власти. В те времена Марина работала в библиотеке, и предполагает, что спасла рукопись ее коллега.
Марина Майский, бывшая сотрудница библиотеки Санкт-Петербургской консерватории: «Это нужно было нарушить прямое указание. Я, когда начала работать там, был ряд композиторов, ноты которых нельзя было выдавать, которые могли отважится на такой поступок, я почти уверена, что это только ВН Спицина при моральной поддержке А. Высоцкой».
Посвящена пьеса Римскому-Корсакову. Стравинский тяжело переживал уход своего учителя. Ведь они были друзьями. Он очень часто бывал здесь, в квартире своего знаменитого педагога. На этом рояле, конечно давно не играли, но его клавиши помнят руки студента Стравинского. Он брал частные уроки и старался удивлять Римского-Корсакова, он посвятил ему множество произведений.
С исполнения Погребальной песни в Мариинском театре, началась ее вторая жизнь. И она, точно будет длиннее предыдущей. Забвение позади. К наследникам Стравинского уже выстроилась очередь из желающих исполнить нашумевшую композицию.