Три года назад протесты в Киеве переросли в революцию

, 18:48

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

На Украине вспоминают события 3-летней давности, определившие нынешнюю судьбу страны. Именно 1 декабря, после силового разгона активистов Майдана, лидеры оппозиции сняли маски, заручившись поддержкой послов Евросоюза.

Теперь они призывали не просто к протестам, а к самой настоящей революции. Организованные отряды националистов устремились в правительственные кварталы. В ход пошли камни, цепи и даже неслучайно оказавшийся в центре бульдозер. Кто и как писал кровавый сценарий – рассказывает наш корреспондент Вадим Хуланхов:

1 декабря 2013 года. После того, как Турчинов призвал переместить майдан в правительственный квартал, перемирие между властями и митингующими было сорвано.

- Вчера они пролили кровь невинных людей, они убили девушку. Даст бог, сегодня мы прольем их кровь!

– Какую кровь? Чью кровь? Вы провокатор?

– Нет!

– Чью кровь вам хочется пролить?

– Власти!

С Майдана ушли последние из тех, кто еще надеялся на светлое евробудущее и приходил на площадь Независимости исключительно с мирными намерениями.

Владислава, участник Майдана: «Люди, которые приходили вместе со мной, это были мои одногруппники, студенты из моего университета, которые действительно раскрашивали себе щёки, заворачивались в украинский флаг, приходили, пели песни, гимны. Все было мирно, и никто не хотел ни воевать, ни жечь покрышки».

Бунта в тот день могло и не случиться – до выборов президента всего год. Но рвение одного человека, одновременно близкого и к Януковичу и к западным друзьям Украины, решило дальнейшую судьбу страны. Ночного разгона лагеря хватило для того, чтобы переворот состоялся.

Александр Роджерс, политолог: «Был частично экспромт. Потому что планировался такой майдан на следующий год, под выборы. Им пришлось импровизировать, потому что Лёвочкин сделал фальстарт вот этой провокацией».

Пока радикалы пробивались к правительственным зданиям, свои страсти кипели в кабинете Януковича. Глава президентской администрации Сергей Лёвочкин, устроивший провокацию с разгоном палаточного лагеря накануне, пытался сбежать. Но его нашли.

Андрей Ваджра, политолог: «Украинский президент его бил и бил сильно. И, возможно, прибил бы его там не месте, если бы охранники не оттянули. Вполне возможно, что Лёвочкин мог стать первой жертвой «революции достоинства».

Андрей Заливадный, бывший командир харьковского батальона "Беркут": «Кто-то додумался пригнать туда трактор и этим трактором, ковшом они пёрли прямо на солдат. Мы видели, как молодых ребят, по 18 лет, срочников, просто вытаскивали между автобусов, затаскивали за автобусы. Потому что ребята получали удары камнями, удары цепями».

Бульдозер, ставший первым серьезным оружием радикалов не появился из ниоткуда. Тяжелая техника уже была готова к бою.

Александр Роджерс: «Бульдозер принадлежал компании, как потом оказалось, которой владеет Петр Алексеевич Порошенко. То есть для части митингующих это был сюрприз, этот бульдозер. Ну а другие прекрасно об этом знали».

Несмотря на всё происходящее, у бойцов «Беркута» ещё оставалась надежда, на то, что кровопролития можно избежать.

Андрей Заливадный, командир харьковского спецподразделения "Беркут": «Мы были готовы выйти на контакт с людьми, но высшее руководство, командование, приняло решение, что любой ценой не дать пройти, не допустить стычки сотрудников «Беркута» с радикально настроенной молодёжью».

Команда на подавление толпы радикалов так в итоге и не поступила. «Беркуту» было дозволено усмирять лишь особо рьяных – в пределах административного кодекса.

Александр Сляднев, бывший сотрудник спецподразделения "Беркут": «Они пытались, «свободовцы», по-моему, радикально настроенные, пытались прорваться в здание кабмина. Ну а мы выполняли свою работу, занимались охраной общественного порядка».

Но после событий ночи тридцатого ноября, заведенную толпу было уже не остановить. Её вожди и сами это признали. Именно первого декабря прозвучали слова, которые стали красивым прикрытием всего, что произошло на Украине позже.

– Это уже не митинг. Это уже революция.

Читайте нас в Дзен