Владимир Путин начал увольнять чиновников-академиков
28.11.2016, 18:30
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Бывших государственных чиновников высокого ранга с этого дня ждут большие научные открытия. Владимир Путин освободил от занимаемых должностей сразу нескольких академиков - тех, кто на свою беду не прислушался к рекомендациям президента и замахнулся на престижные учёные степени.
Каким образом госслужащие сумели их завоевать - предмет особого разбирательства. Но уже ясно, что четырьмя отставками, в том числе в МВД и ФСБ, дело не ограничится. Наш корреспондент Юлия Сеферинкина пыталась понять, чего у чиновников больше - таланта или хитрости:
В стенах Российской академии наук, теперь уже бывшие госчиновники, видимо, проведут немало лет. Не то чтобы они сами решили доказать свою верность науке, вовсе нет, но всё равно придётся.
Замглавы МВД Александр Савенков, главный военный медик Минобороны Александр Фисун, глава Управления архивных фондов ФСБ Василий Христофоров, и заместитель управляющего делами президента Константин Котенко уволены со своих государственных постов указом Владимира Путина. В скандальной истории можно было бы поставить точку, но в РАН, похоже, действительно считают, что речь действительно идёт об ученых мирового уровня.
Светлана Попова, советник президента РАН: «Я уверена, что они могут принести пользу, это далеко не последние люди, которые занимались наукой внутри своей профессии. С точки зрения процессуальной Академия действовала по уставу. Если любой человек набирает достаточное количество научных работ, Академия не имеет права его не избирать. Каждый из них имел разрешение и рекомендации избрать их в академики».
Советник Владимира Фортова повторяет всё то же самое, что и сам президент РАН говорил четыре дня назад, отвечая на вопрос Владимира Путина, почему проигнорировали его рекомендации не избирать в члены академии чиновников.
Владимир Путин, президент РФ: «Зачем вы это сделали? Они такие крупные ученые, что без них академия наук не сможет? Первый вопрос. И второй вопрос: что мне теперь делать?»
Владимир Фортов: «Все они сказали, что получили разрешение от своих руководителей…»
Владимир Путин: «Вопрос был не в этом! Они такие крупные ученые, что они должны быть член-коррами и академиками?
Владимир Фортов: «Они прошли весь конкурс, без всякого изъятия и исключения…»
Путин: вы мне прямо не отвечаете на вопрос – то есть они крупные учёные, да?
Владимир Фортов: получается, что так.
Недоумение с лица академика Фортова не сходило до последних секунд заседания. Он явно не ожидал, что дело примет такой оборот. В Академии наук уже давно привыкли жить обособленно, словно государство в государстве. И то, что за ними приглядывают, стало, похоже, откровением.
В списке новоиспечённых членов РАН сразу 14 представителей власти. Целый месяц они праздновали новые звания. Да и как не праздновать – престижно же. Да ещё и пожизненная стипендия от 50 до 100 тысяч рублей. Пустяк, конечно, но пустяк приятный.
Андрей Колганов, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: «Эти люди в науке добились не так уж и многого, но имея определённый административный ресурс, им хочется, что называется, и научной славы тоже. Если тебя с госслужбы убирают, то у тебя хотя бы остаётся членство в РАН со всеми полагающимися здесь преференциями, которые не столь уж малы по меркам рядового гражданина. По меркам госслужащего это, может быть, не так уж греет, но это весомая прибавка к пенсии госчиновника.
Прибавкой к пенсии теперь, похоже, и будут утешать себя новые учёные. Сегодня уволили четверых, но и оставшиеся десять вряд ли смогут совмещать деятельность в таких разных, но таких, как оказалось близких сферах.
Владимир Путин: «Я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления».
Впрочем, это неприятные новости не только для чиновников, но и для самой российской академии наук. По словам Веры Мысиной, которая уже несколько лет борется за то, чтобы наука оставалась наукой, а учёные учёными, чиновники в рядах академиков не случайность.
Вера Мысина: «Свои чиновники нужны были, чтобы саботировать реформу, поскольку они всё ещё надеются, что всё можно вернуть, и что их никто трогать не будет, а будут только давать финансирование».
Число академиков РАН уже давно перевалило за тысячу – это гораздо больше чем во времена СССР, а открытий, инноваций, технологий – в разы меньше. Похоже, вальяжная жизнь учёных из высших эшелонов наконец вошла в жёсткое противоречие с государственным курсом, нацеленным на технологический прорыв.