Майдану исполняется ровно три года
28.11.2016, 15:33
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Вот только отмечать нечего. То, что в ноябре 2013 произошёл классический государственный переворот, сегодня ясно всем. Украина, которую вынудили выбирать между Россией и Европой, прошла точку невозврата.
Наш корреспондент Вадим Хуланхов напоминает хронику событий:
28 ноября 2013 года. Майдан спокоен. Улыбки, оптимизм и вера в светлое европейское будущее. Уже неделю митингующие не уходят с площади Независимости, к ним присоединяется всё больше сторонников. В это время судьба страны в Вильнюсе, там проходит встреча Виктора Януковича с лидерами ЕС. В центре Киева ждут, что Янукович изменит свое решение и подпишет соглашение с Европой. Но президент Украины отказывается.
Слова сожаления о том, что Украина дала задний ход, тогда произносили многие. А Виктор Янукович в кулуарной беседе с Ангелой Меркель оправдывался (см. видео).
За закрытыми дверями канцлер Германии, была менее дружелюбной и улыбчивой.
Николай Азаров, председатель «Комитета спасения Украины», премьер-министр Украины (2010-2014 г.): «На нас было оказано беспрецедентное давление, включая угрозы прямые. Янукович подвергся на этом саммите обструкции. Он даже не остался на протокольный ужин и уехал с этого саммита. Потому что до прямых оскорблений доходили лидеры западных государств».
Известие о том, что Янукович решил сделать остановку на пути в Евросоюз, майдана достигла моментально. Праздничное настроение митингующих быстро улетучилось. На сцене появились новые герои.
Николай Дульский, руководитель партии «Наждак», активист Майдана (Украина): «Были люди, которые работали с разведкой США, которые работали с организациями товарища Сороса. Это те, кто потом вошел в партию «Народный фронт». Это те же самые люди – Турчинов, Аваков, Парубий, Яценюк и все остальные, которые после всего заняли вот это коррупционное болото, уже на себе завязали».
Алексей Самойлов, консультант директора Российского института стратегических исследований: «Это подготовка активистов – якобы, не силовым методом осуществлять те или иные мероприятия по захвату государственных учреждений и институтов. Ну, собственно, мы это и видели, как разворачивались события по сценарию цветной революции, цветных переворотов. Как раз началось это с Вильнюсского саммита. Это был дан старт».
В эти же дни в эфир почти одновременно вышли сразу три новых телеканала. С экранов звучали лозунги. Это была открытая поддержка Евромайдана и призывы к немедленной смене власти. Число митингующих возросло в разы.
Елена Бойко, журналист (Украина): «В Украине не бывает медийных совпадений, потому что все медиа в Украине кому-то принадлежат. Соответственно, хозяева этих трех каналов пришли к такому выводу – коллективному или индивидуальному – что надо именно в этом отрезке времени напомнить о том, что Янукович во всём виноват».
Недовольство Януковичем, которое в открытую демонстрировали лидеры Франции и Германии, после провала вильнюсской встречи, стало прекрасным поводом начать менять майдан с умеренного, на жёсткий. С поддержкой все было в порядке.
Игорь Димитриев, депутат Одесского горсовета (2010-2014 гг.): «В определенный момент, когда стало понятно, что против Януковича могут включиться лидеры западных стран по своим каким-то мотивам, вот эту машину украинскую медийную включили против Януковича в определенный момент, как по команде».
Последние дни ноября стали и последними спокойными днями протеста. Мало кто из митингующих знал, что едва ли не каждому приготовлена своя роль и свое место в очередной революции. Группы провокаторов уже были готовы и ждали команды.
Игорь Димитриев, экс-депутат Одесского горсовета VI созыва: «Они понимали, что любой конфликт будет отыгран в их пользу. И перед ними стояла задача определённая – раскачать, спровоцировать каким-то образом правоохранителей на необдуманные действия».
Киевская милиция уже вышла на исходные позиции. Оставалось только бросить спичку.