Широкой публике представят картину с двойным изображением

, 10:28

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

В руки реставраторов попал на первый взгляд обычный портрет вождя мирового пролетариата. Каково же было удивление мастеров, когда под изображением Владимира Ильича они обнаружили портрет последнего русского императора.

Почему художник пошёл на такой риск? И Сознательно ли он спрятал Николая Второго? Разбирался Алексей Шанёв.

С такой необычной задачей никто из художников до сих пор не сталкивался. Ведь реставрировать холст  пришлось с двух сторон. И где теперь лицо, а где изнанка – никто сказать с уверенностью не может.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации: «Здесь вся работа ведётся с двух сторон одновременно. Здесь нельзя одну сторону сделать, а другую не сделать».

Изюминка этого, казалось бы, рядового портрета Ильича открылась в 2013 году, когда его принесли на реставрацию в академию имени Штиглица. Оборотная сторона была закрашена гуашью. Уже это насторожило. А когда сделали рентгеновский снимок – это обязательная процедура перед реставрацией – удивлению не было предела.

Татьяна Поцелуева, профессор кафедры живописи и реставрации: «Голова Ленина, и вдруг мы видим, что под кепкой проявляется на рентгене лицо Николая. Ошеломило это исследование».

Под слоем краски был спрятан парадный портрет Николая Второго кисти Ивана Галкина. Художник написал его в 1896 году. Искусствоведы пришли к выводу: монарх позировал в мундире лейб-гвардии гусарского полка, том самом, в котором венчался на царство. А под слоем серой гуаши последнего российского самодержца скрыл художник Владислав Измайлович. Вождя мирового пролетариата на тыльной стороне холста он изобразил, видимо, из экономии. 1924 год, в молодом Советской Союзе страшный дефицит всего. Впрочем, у искусствоведов есть своя версия.

Александр Карпов, доцент кафедры искусствоведения академии имени Штиглица: «Пока не понятно, в какой момент произошло вот это закрашивание, сокрытие, но вместе с тем и спасение. И Измайлович, по сути, использует Ленина, как оберег».

До революции школа №206 была под покровительством царской семьи. И портрет здравствующего самодержца висел на почётном месте. Когда власть поменялась, императора сменил Ленин. Но даже когда в 70-х годах кто-то из школьников случайно порвал полотно, и часть краски на обороте отвалилась, никто не догадался, что это – парадный портрет Николая Второго.

Дело не в том, что Владислав Измайлович изобразил Ильича на другой картине. Многие художники так до сих пор делают. Вопрос в  другом: почему советский художник сохранил портрет императора. Его ведь за это могли расстрелять. Но, сам того не подозревая, Измайлович создал новое, уникальное произведение искусства. Николай Второй и Ленин: два непримиримых врага спина к спине. Тут есть над чем подумать.

Руководство академии голову ломает над другим вопросом: где будет выставлено полотно? Ведь на реставрацию отдали картину, которая особой художественной ценности не представляла. А теперь это – произведение искусства.

Алексей Абакумов, руководитель департамента внешних связей академии Штиглица: «Вернётся ли эта картина в школу или переедет ещё куда-то? По крайней мере, наши специалисты считают, что картина достойна храниться в лучших музеях России».

В какой музей отдадут картину – пока не ясно. Известно одно: висеть на стене она точно не будет. Специально для неё заказана особая рама. Чтобы зрители могли видеть оба портрета.

Читайте нас в Дзен