75 лет назад Ленинград начал отсчёт 900 блокадных дней

, 9:00

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

В Петербурге сегодня вспоминают самую трагическую страницу истории Великой Отечественной войны. 75 лет назад фашистские войска взяли Шлиссельбург и с суши отрезали Ленинград от остальной страны.

Началась блокада города, которая длилась почти 900 дней и унесла полтора миллиона жизней. В память о каждом, кто умер от голода, холода и бомбёжек, сегодня в центре города состоится шествие "Бессмертный Ленинград". К могилам и обелискам на Пискарёвском и других мемориальных кладбищах города возложат цветы и венки. Также откроется выставка "Блокада в фотографиях", состоится и памятная акция "Поэзия подвига".

Весь город жил тогда одним - стремлением любой ценой не допустить фашистов в город. И в каждой ленинградской семье хранят свои воспоминания о тех страшных днях, полных смерти, горя, но, конечно же, и веры... Вместе со взрослыми Приказ "Ни шагу назад" выполняли и совсем юные защитники Ленинграда. Наш корреспондент Александр Сиротин встретился с моряком-балтийцем,  бывшим юнгой эсминца "Стройный".

- Самая любимая фотография, конечно – вот эта. Это – Маслаков Александр Степанович, прибывший в 1943 году юнгой на эсминец «Стройный».

На соседней фотографии – тот же человек, только между этими снимками – больше 70 лет. Великая  Отечественная началась, когда Александр Маслаков был шестиклассником.

Александр Маслаков, капитан 1-го ранга в отставке: «Мы пришли в школу юнг за два года до нашего призыва. По зову сердца пришли туда на службу».

Сразу не взяли – но всего через год он попал в школу юнг, после которой  будущего матроса приписали к эсминцу «Стройный». Он тогда стоял на верфях в Ленинграде. Корабль тоже попал на службу раньше времени – в 41-м гитлеровские войска, после победного марша через всю Европу подступали к Ленинграду. Необходимо было мобилизовать все силы, чтобы оборонять город.

Александр Маслаков, капитан 1-го ранга в отставке: «Еще в августе месяце эсминец «Стройный» и эсминец «Строгий» вышли с завода недостроенными. Но смонтирована была артиллерия и поставлены на боевую позицию».

Корабли Балтийского флота, железнодорожная и сухопутная артиллерия, включая береговые орудия, были объединены и выполняли одну общую задачу – не пустить врага в город. Смогли.

Александр Маслаков, капитан 1-го ранга в отставке: «Город не взял. Штурм не состоялся. Дали ему в нюх. И ему пришлось зарыться. Получилось равновесие сил – мы не можем наступать. Он не может нападать – не хватает сил».

Став старшиной группы управления, Александр Степанович отвечал за положение судна во время стрельбы. Следил, чтобы орудие можно было беспрепятственно навести на цель. Враг бил круглосуточно, и чтобы не дать ему развернуть наступление-необходимо было постоянно контратаковать.

Александр Маслаков, капитан 1-го ранга в отставке: «Было отработано так: дежурный корабль эскадры должен был ответить на огонь батареи противника, который бьет по городу или другим объектам. Дежурный должен через минуту открыть огонь. А в ночное время – через три. Что это означало? Что артиллеристы денно и нощно сидели на своих местах и дежурили, чтобы отметить.

В какой-то момент Гитлер отдает приказ: стереть Ленинград с лица земли. Первостепенные цели – промышленные и, в первую очередь, все военные объекты. Крупные корабли балтийского флота пришлось маскировать, на зиму их перекрашивали в белый цвет и даже использовали декорации – «Стройный», например,  превратили в баржу-лесовоз.

Александр Маслаков, капитан 1-го ранга в отставке: «Дополнительные пристройки сделали. И сверху надстройка. Главная ведь разведка – самолеты».

Старшина Маслаков - последний из 300 человек - того экипажа «Стройного», который оборонял Ленинград. Он показывает фотографии сослуживцев. И вспоминает - как важно было сохранить добрые отношения в большой команде. Помогала вера в победу и чувство юмора. Пошутить Александр Степанович может и сейчас. В свои 92.

Александр Маслаков, капитан  1-го ранга в отставке: «Ветераны встречаются моего возраста… Ну встречаются: куда ходил? Как куда ходил… к бабам. Ну, кто-то улыбнется».

Читайте нас в Дзен