5 лет со дня катастрофы Як-42 под Ярославлем
07.09.2016, 10:18
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Сегодня - трагическая дата: пять лет со дня страшной авиакатастрофы. 7 сентября в аэропорту Ярославля разбился самолёт, на борту которого находилась хоккейная команда "Локомотив".
Авария унесла жизни трЕнеров, игроков и обслуживающего персонала. Это был первый день очередного сезона КХЛ, в котором ребятам прочили победу. Як-42 рухнул сразу после взлёта. О тех, кто навсегда останется в памяти, расскажет наш корреспондент Роман Ишмухаметов.
Девятая школа Ярославля замирает в минуте молчания. Именно здесь учились многие будущие игроки "Локомотива". Весёлые, жизнерадостные, целеустремленные, озорные мальчишки - почти все они писали в своих сочинениях, что не мыслят жизни без хоккея. Они им жили, дышали. Уже, будучи состоявшимися профессиональными игроками, с радостью возвращались в родную школу, рассказывали учителям про свои поездки и путешествия, обо всём, о чем раньше только мечтали.
Сергей Шевченко, директор средней школы № 9 г. Ярославля: «У каждого были свои пристрастия. Иван Ткаченко, например, любил больше всего историю, географию. И вот когда мы с ним увиделись после того, как он стал уже достаточно известным хоккеистом. Первое, что он мне сказал, вспоминая наши уроки истории - я был на лазурном побережье Франции, где мы с вами путешествовали, громя Наполеона. Это было просто здорово и замечательно, кто-то больше математически был одарён».
Каждая вещь в этой спальне - хранит память об их единственном сыне - нападающем "Локомотива" - Александре Галимове . Первая шайба, забитая в КХЛ. Это произошло в Казани как раз в день рождения мамы хоккеиста. Награда лучшему бомбардиру первенства Москвы. Обгоревшая перчатка. Мобильный телефон, по которому он сообщил родным, что после обеда вылетает в Минск. Александр - единственный из команды, кому в тот день удалось самостоятельно выбраться из самолёта. С многочисленными ушибами и ожогами - он, как выяснится потом, ещё пытался помочь своим товарищам. В больницу Ярославля хоккеиста доставили уже без сознания.
Елена Галимова, мать Александра Галимова: «Нам врач сразу сказал - он в искусственной коме, его подключили к аппаратам ко всем, он не должен слышать ни криков, ни плача, ничего».
Уже потом, в Москве - за жизнь Александра боролись лучшие российские врачи, и сам он тоже боролся, потому что обладал железной волей.
Это проявлялось буквально во всём. Он никогда не пропускал тренировки. Доказал, что тренер ошибается, когда тот безапелляционно заявил родителям мальчика - коньки повесить на гвоздь, из хоккея - уйти. Но как бы ни любил жизнь 26-летний Александр, справиться с последствиями катастрофы - организм всё же не смог. Нападающего "Локомотива" не стало на шестой день после крушения самолёта. Прошли годы - время не лечит.
В той катастрофе погибли 44 человека. Хоккеисты, тренеры, экипаж, выжил только - бортинженер. Ярославский "Локомотив" летел в Минск на матч с местным "Динамо" в рамках первого тура чемпионата континентальной хоккейной лиги. Обычный перелёт, не больше полутора часов в воздухе.
На месте катастрофы сейчас - мемориальный комплекс. На заборах - шарфы разных команд, а ещё здесь всегда - жире цветы. Як-42 рухнул сразу после взлёта. Самолёт пробежал почти в два раза больше положенного по полосе, взлетел на скорости 230 километров в час, задев при этом левым крылом мачту курсового радиомаяка. Самолёт накренился и упал здесь, в полукилометре от аэропорта.
Следствие установит - пилот одновременно и тормозил, и слишком сильно тянул штурвал на себя, то есть взлетал. Эта ошибка стала следствием того, что экипаж долго летал на самолёте ЯК-40, и только потом пересел на 42-ой. Тип воздушного судна один и тот же, но различия в модификациях все же есть. Единственного обвиняемого - заместителя генерального директора компании "ЯК-сервис" - Вадима Тимофеева, который и должен был следить за переподготовкой пилотов, приговорили к пяти годам колонии-поселения, и сразу же амнистировали по случаю 70-летия Победы. Родственники погибших хоккеистов - вообще просили осудить Тимофеева условно: многие не считают его виновным. Для близких гораздо важнее - сохранить память о погибших сыновьях. Капитана команды Ивана Ткаченко - всегда будут помнить те, кому он помогал. Только спустя год после катастрофы стало известно, что хоккеист переводил крупные суммы - всего около десяти миллионов - на лечение онкобольных детей. Делал это тихо, без огласки. Последний перевод - на лечение Дианы Ибрагимой из Воронежа - он сделал буквально перед вылетом. Благодаря этой помощи, Диана - сумела победить рак, окончила институт. Отдавать как можно больше - было жизненным кредо Ивана.
Татьяна Ткаченко, мать Ивана Ткаченко: «Я помню, как он мою зарплату вынес и всем раздал. Он ещё в школе не учился, лет шесть ему было. Вышел всем детям раздал, вот - это была его первая благотворительность! У него потребность была отдавать. Он был не жадный - он любил отдавать, вот даже передачи - он любил отдавать, и если человек забивал с его передачи - он очень радовался».
Ещё при жизни Иван мечтал построить хоккейную школу для детей. После смерти сына - для Леонида Ткаченко - возведение этого спортивного центра стало главной целью. Но пока на месте школы - пустырь. Есть проект, выделен гектар земли, частично закуплены стройматериалы. А вот финансирования - не хватает. Деньги собирают всем городом и даже страной.
Леонид Ткаченко, отец Ивана Ткаченко: «Вдова вратаря Александра Вьюхина - Елена - увековечила память о муже, создав благотворительный фонд, который занимается поддержкой юных вратарей».
"Локомотив" помнят и любят, Ярославль живёт хоккеем. Основанная ещё в 59-ом - легендарная команда постепенно возрождается. Но все сходятся во мнении: процесс этот будет долгим. Ребятам, которые пришли почтить память Локомотива в девятую школу Ярославля, всего по десять лет. Они ещё только делают свои первые шаги в хоккее, но уже точно знают - на кого следует равняться.
Максим Петушков, игрок детского хоккейного клуба: «Я знаю, что это была очень хорошая команда, это была сильная команда».
Была и останется первой в сердцах горожан и многих россиян. Слаженная, сыгранная, дружная. Молодая команда, ушедшая так рано. На взлёте.