В Петербурге вспоминают жертв катастрофы ТУ-154 под Донецком

, 10:24

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

10 лет назад потерпел крушение рейс, следовавший из Анапы в северную столицу. Трагедия унесла 170 жизней. Люди возвращались с отдыха - в списке погибших целые семьи.

Официальной причиной катастрофы назвали ошибку экипажа. Командир лайнера пытался пролететь над грозовыми облаками. Это решение стало фатальным. После крушения родственники погибших объединились. Организация "Прерванный полет" помогает пережить трагедию людям, чьи близкие так же - не долетели до пункта назначения. Как может сплотить боль - расскажет наш корреспондент Ян Воскресенский.

На аллее Смоленского кладбища – десятки могил с одинаковой датой смерти – 22 августа 2006 года. Большинство пассажиров рейса 612  - похоронены здесь, на старейшем погосте Петербурга. На многих надгробиях – повторяются фамилии – прерванный полет разлучил семьи.

К такому в Петербурге не был готов никто. Встречающие и не заподозрили плохого – когда в аэропорту объявили о задержке самолета. Вскоре рейс исчезнет с табло.

ТУ-154 разбился в 40 километрах от Донецка. В тот день бушевала гроза – о непогоде экипаж знал заранее, но командир не предполагал – что тучи достигают 13 километровой высоты. Самолет оказался внутри грозового фронта и перешел в неуправляемое падение. Местные жители увидели белую машину, которая кружилась как кленовый лист.

Позже вся страна узнает авиационный термин – «плоский штопор». Долгие 8 минут – самолет падал - вращаясь вокруг своей оси. Как покажет расследование – далеко не сразу пилоты распознали критическую ситуацию. В кабине царило смятение, громче ругани – только звуки сигнализации. Душераздирающие крики стажера – последнее, что зафиксировали звуковые самописцы.

Командир экипажа – как установят судмедэксперты – с такой силой тянул штурвал на себя – что сломал пальцы. Но именно он – Иван Корогодин - был назначен главным виновником трагедии.  Вердикт, который не устроил ни родственников пассажиров, ни коллег членов экипажа.

Вадим Базыкин, заслуженный пилот: «Слушал радиообмен – поражало, что управлял ситуацией только один челеловек - Иван Корогодин мой товарищ. Странно себя вели остальные члены - они сидели и констатировали факты и задавали вопросы – что случилось. Только орали, кричали, «мало - мало». Я не осуждаю – всегда на таких тонах. Надо давать команды на исполнение. А не констатировать».

Первая же версия поразила петербуржцев – оказалось, летчик мог рискнуть ради экономии топлива – потому и пошел на грозу, а не облетел ее – как сделали четыре других самолета, которые находились в небе над Донецком. После трагедии – керосиновые надбавки экипажам отменили.

Родные погибших объединившись в организацию – «Прерванный полет» – они тщательно следили за расследованием и добивались достойных компенсаций. Теперь помогают всем, кто сталкивается с трагедиями подобного масштаба. Такого опыта в Петербурге не было ни у кого.

Спустя год после трагедии – они встретились на краю оврага - где оборвались 170 жизней. Открыли памятник. Из Петербурга привезли плиты  с именами погибших. Точно такие же – установлены недалеко от Пулково  – рядом  с часовней – которую на деньги от компенсации построила пожилая учительница, потерявшая в катастрофе всю семью.

Виталий (Маслаков), настоятель храма Святой Матроны Московской: «Это погиб сын ее, внуки, Маргарита Алексеевна не смогла пережить трагедию – дала местным жителям кому за что отвечать. Очень скорбела по сыну по внукам и сама отошла к господу».

На памятных плитах – по решению родственников выбиты имена и членов экипажа. Люди считают – виноваты в трагедии не только те, кто находился в кабине, но и те кто был на земле.

С тех пор многие из них так никогда и не поднимутся на борту самолета – боязнь летать появилась не только из-за потери близких, но и шокирующих обстоятельств катастрофы, которая обернулась самой большой трагедией в послевоенной истории города на Неве.

Читайте нас в Дзен