В Петербурге остановлены работы на стадионе "Зенит-Арена"
26.07.2016, 15:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
О разрыве контракта заявил генподрядчик, уточнив, что с завтрашнего дня отменяются и все договоры с субподрядчиками. Напомним, по планам все работы должны быть завершены к концу этого года.
Судя по заявлениям сторон конфликта, пока окончательного понимания как достраивать и на чьи деньги нет. Наш корреспондент Игорь Максименко разбирался.
Нехорошее место на Крестовском. В среде строителей новый стадион в Петербурге иначе и не называют. Арену заложили почти 10 лет назад и когда завершат неизвестно. Сегодня со стройки пришла очередная новость.
Заказчик - Администрация Петербурга и генподрядчик – компания Трансстрой сошлись в клинче ещё в начале лета. Началось все с перепалки в прессе, продолжилось забастовками на стройплощадке, закончилось разрывом контракта. Взаимных претензий десятки. Ситуация до такой степени раздражает городскую администрацию, что там о ней даже говорить не хотят
Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «О стадионе нужно прекращать говорить. Его надо строить. Все уже сказано. Спасибо».
Заказчик считает, что исполнитель срывает заявленный график работ. Не готова чаша стадиона, не до конца проложены наружные инженерные сети, затягивается благоустройство возле арены. Самая большая проблема - с внутренними инженерными системами. По мнению городских властей, их готовность – не больше 60%. Генподрядчик отбивается: материалы и оборудование подорожали – из-за кризиса и обрушения курса рубля. Да и вообще - денег не хватает. Вот, например, город выполненные работы принял, но до сих пор не оплатил их. Целый миллиард рублей. В принципе, на стройке было много проблем, о решении которых не удалось договориться.
Никита Павлов, пресс-секретарь компании "Инжстрасстрой СПБ»: «Это проблемы с получением необходимой строительной документации – потому что проект очень сильно меняется. Мы строим и проектируем одновременно без остановки строительства. Соответственно, требуется новая строительная документация, рабочая, чтобы строители могли работать. Значительную часть, десятки процентов, строители еще не получили».
А еще заказчик хотел сурово штрафовать строителей за срыв промежуточных сроков сдачи объекта. Логику тут найти сложно: коль проект все время меняется, почему сроки ни на день не подвинулись? Генподрядчик подготовил мотивированное письмо со своим видением проблемы. Только кто ж его читать теперь будет.
Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «Если вы обратите внимание на объем переписки между заказчиком и генподрядчиком, технадзором, органами власти. Ну, еще одного обращение. Мы будем его рассматривать и решать в сроки установленные действующим законодательством. Если ответы генподрядчика не устроят – есть другой способ решения проблем. В самом справедливом и правом суде».
Однако, вряд ли суд исправит сложившуюся ситуацию. Он только затормозит и без того отстающую стройку. Официально стадион готов на 85%, может чуть больше. Но любая остановка строительства – хоть на неделю – гарантировано сорвет обнародованные сроки сдачи объекта - декабрь этого года.
Сегодня, 26 июля все работы на стадионе должны быть по закону приостановлены. Однако утром, около 500 рабочих, как обычно, вышли на объект. Это означает, что заказчик либо договорился с субподрядчиками и те продолжили исполнение своих обязанностей, Либо каким-то чудесным образом пошел на мировую с генподрядчиком. Что, конечно, почти невозможно.
Какой очередной скандал разразится на стройке предугадать нетрудно. Прежний генподрядчик в течение месяца должен убрать свои механизмы и инструменты со стройплощадки. Передать дела новому исполнителю работ. Разорвать все контракты на поставки оборудования и материалов. Удастся ли преемникам заключить новые соглашения с поставщиками и при этом уложиться в сумму, отпущенную для достройки арены? Медлить нельзя: например, уникальное пленочное покрытие крыши нужно уложить до начала холодов. Либо только в начале мая следующего года, когда в Петербурге снова станет тепло. А это – уже нарушение оговорённых сроков сдачи. Решение о разрыве контракта, по мнению экспертов, принято очень не вовремя. Впрочем, как и многие другие, связанные с новой ареной.
Нина Платонова, заслуженный строитель РФ: «Особенно еще повлияло на стоимость проекта отсутствие путей доставки. Мы вынуждены были построить причал, он потянул около 450 млн, доразбирали старый стадион, т.е. расчистили все для будущего подрядчика».
Загадочные метаморфозы сопровождают новый стадион на Крестовском острове с момента объявления о его постройке. Со временем, они приняли анекдотический характер. Так, строить арену пригласили не российских специалистов, а японского архитектора Кисё Курокаву. Его проект вызвал, мягко говоря, неоднозначную реакцию.
Алексей Шашкин, член санкт-петербургской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям: «Вот рассказывают: взял два кусочка хлеба, воткнул в него восемь зубочисток веером и говорит: вот такой стадион я построил в Японии. Потом перевернул хлеб и сказал – а вот так я построю в Петербурге. Вот такая смешная модель».
За 9 лет с начала строительства только проект переделывали трижды. Вдруг оказалось, что грунты на месте стройки – не несущие и если их не укреплять стадион просто уплывет. Разумеется, всякий раз стоимость работ увеличивалась – от изначальных шести с половиной миллиардов рублей до почти 44 миллиардов. Потом поторговались и немного сбили - до сорока. Деньги огромные, а инженерные решения – спорные.
Алексей Шашкин, член санкт-петербургской экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям: «Если обратите внимание на пилоны, то они наклонены внутрь. Если человек держит какой-то канат он стремится выгнуться против давления. А здесь наоборот. Это не то чтобы невозможно. Это неоптимальная работа конструкции».
Теперь предстоит решить, кто будет достраивать многострадальный стадион на Крестовском. В числе кандидатов – даже петербургский «Водоканал» и малоизвестная московская строительная фирма. Ни одна из этих организаций с объектами такого масштаба раньше не сталкивалась. В обеих компаниях пока слухи о своем возможном участии не комментируют. Вполне возможно, что доделывать стадион будут совсем другие люди. Назначенные решением сверху, как это уже не раз бывало, когда местные власти не могли справиться с важным государственным делом.