Британия приглядывается к новому премьеру

, 15:36

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

59-летняя министр внутренних дел, которая этим вечером официально станет новым премьером Британии, получает нелёгкое наследство. В первую очередь, ей придётся разбираться с последствиями «брекзита», против которого она, кстати, активно выступала.

Досье на новую хозяйку Даунинг-стрит собрал наш корреспондент Олег Кузьмичёв.

Первая после Тэтчер, вторая железная, мраморная леди - в Британии сейчас не скупятся на сравнения. Сегодня Королевство встречает нового премьера.

«Вы готовы быть премьер-министром, миссис Мэй?», - на этот вопрос британских журналистов министр внутренних дел Тереза Мэй так и не ответила, но политическая карьера вела её именно к этому креслу. Из четверых кандидатов лидером, казалось, был бывший мэр Лондона Борис Джонсон, но он и министр юстиции Майкл Гоув сами вычеркнули себя из этой гонки. Женской дуэли тоже не получилось – Андреа Лидсом была вынуждена сдаться после неосторожного высказывания о том, что она как мать предпочтительнее для политики, чем бездетная глава МВД.  Так Тереза Мэй получила свой пост. Без боя.

Вильям Смирнов, политолог, академик Российской академии политических наук: «Великобритания испытала шок! Мэй является по-настоящему сильным лидером, она посвятила себя полностью политике, у нее нет семьи, она очень сильный лидер».

Сильного лидера приняли на удивление быстро. Нельзя сказать, что она суперпопулярный политик, но уж и не тёмная лошадка. Мэй боролась за равноправие, в том числе и гендерное, именно этим она и обеспечила себе поддержку женской части британского общества. И даже пресса по ту сторону Ла-Манша оказалась лояльной к новому лидеру. Журналисты обсуждали то страсть Мэй к леопардовым туфелькам, то будущую судьбу кота Ларри, который по наследству перейдет от Камерона к Мэй в премьерском доме.

При этом за спиной у Терезы Мэй не только развлекательные истории. Правда, об этом сейчас в Британии не пишут. В 2011, когда Мэй уже была главой МВД – Лондон накрыли беспорядки, после того, как полицейские застрелили 29-летнего наркоторговца на севере британской столицы. Тогда несколько стран осудили действия английской полиции при подавлении протестов. Волна недовольства прокатилась по Великобритании и в 2013 после жесткой расправы террористов над британским военным. Радикальные исламисты убили и обезглавили военнослужащего средь бела дня. Ну, и самое главное – Мэй обещала сократить число мигрантов хотя бы до десятков тысяч в год, статистика 2015 показала рекордные 330 000 приезжих. Казалось - англичанам сегодня должно быть не до котиков.

Новая хозяйка премьерского дома на Даунинг-стрит родилась в курортном Истборне в семье священника. Оксфордский университет, работа в банке и дальше уже политическая карьера – палата Общин, должности в правительстве, ну и наконец – министр внутренних дел Королевства. В своей школе Тереза стала первым выпускником, поднявшимся так высоко.

Кейт Кертис, директор общеобразовательной школы в округе Холтон: «Когда мы говорили в школе, что кто то из нашей округи мог бы стать нобелевским лауреатом или премьер-министром, то казалось, что мы завышаем планку, чтобы вдохновить учеников. А теперь наши мечты стали  реальностью – кто то из нашей школы на самом деле будет премьер-министром».

Сейчас Британию сотрясают политические цунами – лучше нынешнее состояние дел на Туманном Альбионе и не опишешь. К бесконтрольным потокам мигрантов из Африки и Ближнего Востока добавляется постоянная угроза терроризма, рост антимусульманских настроений, резкое падение фунта - самое сильное за последние 30 лет. К тому же и Шотландия все громче требует повторного референдума о независимости. В такой ситуации, считают эксперты, Мэй надо думать о внутренних делах. В то же время ближайшие два года – это время, отведенное на развод с Евросоюзом.

Максим Григорьев, политолог, президент Фонда исследований проблем демократии, член Общественной Палаты РФ: «Великобритания это большой рынок сбыта для Европейского союза, это, безусловно, большой финансовый центр, и это, действительно, крупная экономика, поэтому экономические отношения будут более важны, чем какие-то политические отношения. Хотя в ближайшее время, я думаю, будут какие-то такие явные попытки показательно наказать Великобританию».

Сложная ситуация может заставить пересмотреть отношения и с другими странами в интересах Великобритании. Сейчас эксперты не ждут серьезного изменения антироссийского вектора в британской политике, но прагматизм может победить.

Александр Ходачек, политолог, Президент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: «Самостоятельность будет, руки будут развязаны у британского Правительства. Может быть в рамках интересов Великобритании она пойдет на какие-то элементы более тесного сотрудничества с Российской Федерацией».

В любом случае, вся внешняя политика Великобритании теперь получит новый виток. Ведь премьер-министр Тереза Мэй, после выхода из ЕС, в международных делах будет представлять совсем другую Британию. И в этом с «железной» Тэтчер они точно не похожи. Леди Маргарет, в отличие от леди Терезы, вела свою страну в, а не из единой Европы.

Читайте нас в Дзен