Порты Дальнего Востока начнут работу в так называемом свободном режиме
04.07.2016, 10:13
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
То есть, с правом на существенные льготы и упрощёнными правилами получения виз. Таким образом, будут созданы новые условия для предпринимательской деятельности.
Наш корреспондент Даниил Горчаков о светлом будущем и работе, которая ещё предстоит на этом пути.
Порт Ванино на побережье Татарского пролива Хабаровского края вошёл в пятёрку дальневосточных гаваней, чьё будущее окончательно прояснилось. Государственная дума этим летом распространила режим свободного порта, который с прошлого года действовал на территории Владивостока, и на эту территорию. Внешне здесь практически ничего не изменилось. Сухогрузу всё так же в утреннем тумане заходят под погрузку угля и других грузов.
Уголь с сибирских месторождений непрерывным потоком переливается по ленте транспортёра из железнодорожных полувагонов в трюмы. Уже сейчас перевалкой востребованного на внешних рынках топлива в порту Ванино занимаются несколько терминалов. Мощности хватило бы на круглосуточную работу без выходных. Теперь с включением режима свободного порта или порто-франко это стало возможным. Новый закон предусматривает перевод таможенных и пограничных служб на безостановочный график.
Евгений Пономарёв, директор по производству ЗАО "Дальтрансуголь": «Порто-Франко именно по отношению к Ванино, это очень прилично. Я думаю, это привлечёт сюда и капитал, и трудовые ресурсы. Здесь проблема с людским ресурсом. А капитал, есть много и наших компаньонов, и иностранных компаний, которые задаются единственными вопросами: а вы сможете привезти нам нужные объемы груза? А будут ли нам какие-то преференции? Если будет положительный ответ на эти вопросы, я думаю, они с удовольствием будут вкладывать деньги».
Положительные ответы на эти вопросы предусмотрели разработчики закона о свободном порте из ведомства, курирующего развитие Дальнего Востока.
Александр Галушка, министр по развитию Дальнего Востока РФ: «Инвесторам, которые приходят в свободные порты на 10 лет предоставляются льготы по налогу на прибыль, по налогу на землю, по налогу на имущество и по страховым взносам».
Свободными сейчас стали пять гаваней огромного Дальневосточного федерального округа. Порт Певек на арктическом побережье Чукотки один из важнейших на возрождающемся Северном морском пути.
Получивший право на льготный режим развития Петропавловск-Камчатский специализируется на перевалке мороженной рыбы и морепродуктов. Порт Корсаков на юге Сахалина называют воротами крупнейшего в России острова. Еще до введения здесь режима свободного порта сюда частенько заходили круизные лайнеры с иностранцами. После перехода в статус порто-франко, Корсаков может стать туристической жемчужиной Дальнего Востока.
Владивосток за свою историю не раз получал такие льготы. Впервые сенат освободил его от налогов и таможенных сборов буквально сразу после основания этого русского поселения на берегу Японского моря. Потом режим порто-франко во Владивостоке объявлялся в разгар русского-японской войны в начале 20 века.
Анжелика Петрук, руководитель отдела исследований Приморского музея им. В.Арсеньева: «Потому что единственная возможность была снабдить людей необходимыми для жизни товарами была только по морю. И власти идут на этот шаг, они дают свободный статус порту Владивостока. Это была попытка привлечь сюда людей».
Власти территорий на которые следом за Владивостоком распространился режим свободного порта рассчитывают учесть недочёты и ошибки своих приморских коллег. Федеральный центр предоставил основным дальневосточным гаваням льготный режим с теми же целями, для чего вводился режим порто-франко до революции.
Зинаида Андреева, первый заместитель главы Ванинского муниципального района: «Наша цель — остановить отток населения и привлечь сюда новую рабочую силу. Для того, чтобы район развивался, увеличивал свою налогооблагаемую базу».
Уже сейчас в окрестностях Ванино развернулась масштабная стройка. Здесь расширяют БАМ, возводят новый терминал в бухте Мучке, прокладывают к нему новые ЛЭП и строят подстанции. По самым скромным оценкам уже через пару лет Ванинский свободный порт сможет предоставить местным жителям или желающим переехать из других регионов больше двух тысяч высокооплачиваемых вакансий.