В Петербурге открылась выставка немецких живописцев эпохи Возрождения

, 10:24

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Эрмитаж представил собрание работ - отца и сына Кранахов. Полотна художников дебютировали в Москве, где из желающих увидеть работы мастеров выстраивались длинные очереди.

В культурной столице у посетителей будет 3 месяца, чтобы разгадать тайны знаменитых картин, кстати две работы мастера, как выяснила наш корреспондент Мария Евсюкова, представят впервые.

Увидеть историческое единение спешат сотни посетителей Эрмитажа. После оглушительного успеха в Москве в Северную столицу прибыли работы реформаторов немецкой живописи. Экспозицию собирали по частным коллекциям Европы. Однако большинство картин хранилось в запасниках Пушкинского музея.

Вадим Садков, заведующий отделом старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: «Это не было запрещено, просто в СССР вообще было непринято показывать те произведения, которые мы не вернули в Германию. Дело не в сюжете, не в наготе или еще в чем-то, а уже начиная с 90-х годов эти произведения начали изучать».

Словно пазл Кранах старший собирал свой идеал единой женской красоты. А закончив, редко расставался с образом. Полуулыбка, кошачий взгляд и светлые волосы – отличительные черты всех богинь мастера. Он не стеснялся повторов, написав добрую сотню мадонн, 39 Венер и 35 Ев. Кранах создал настоящую фабрику искусства, у которой, на минуточку в 16 веке, был уже свой логотип. 

Мария Гарлова, старший научный сотрудник отдела западно-европейского искусства Эрмитажа: «У Кранаха был герб, пожалованный ему Фридрихом Мудрым, дворянский герб, который изображал дракончика с поднятыми крыльями, похожими на крылья летучей мыши. Во рту этот дракончик держал кольцо с рубином. Этот герб кранах использовал, как подпись на картинах, а в последствии и как знак своей мастерской».

После смерти старшего сына Кранах подписывается драконом с опущенными крыльями. Художник никогда не был обижен деньгами и почестями. При дворе Фридриха Мудрого он стал самым богатым бюргером Виттенберга и неоднократно избирался его бургомистром. Картины Кранаха вдохновляли многих великих живописцев, и даже поэтов. 

Головку набок склоня, как бы мимо меня, ребенок, сжимая плод, тоже смотрит вперед. Эти строки из стихотворения Иосифа Бродского, которое поэт посвятил знаменитой картине Кранаха Старшего «Мадонна с младенцем под яблоней». Правда, свое произведение Бродский назвал иначе – «Венера с яблоками».

Дополняют экспозицию гравюры и рисунки художника, которые он никогда не подписывал. Например, эти две работы стали настоящей сенсацией выставки. С Екатерининских времен они хранились в фондах Эрмитажа. А буквально на днях хранители музея установили - автор сам Кранах старший.  

Алексей Ларионов, хранитель рисунков старых мастеров отдела мастеров западно-европейского искусства Эрмитажа: «Глядя на этот рисунок, сразу узнаешь вот этот особый тип штриха, когда форма строится такими короткими , прерывистыми, извилистыми линиями, которые на первый взгляд кажутся небрежными. Но когда начинаешь вглядываться, понимаешь, что все попадает не в молоко, а ложится в точку».

Именно этот стиль постарался перенять и Лукас Кранах младший. С первого взгляда работы отца и сына идентичны.

Наталья Свирианашвили: «Во-первых, разницу между живописью отца и сына, есть условные вещи, то, что эпоха возрождения оказала большое влияние на него. Все его Венеры с налетом Боттичелли, наверное, просто эстетическое удовольствие».

Иван Квасов: «Поразил размер выставки, сколько Кранаха есть на свете, а тут из зала в зал переходя, понятно, что Кранахов собрали двух, потом еще мастерская, последователи – это дает такое большое, объемное впечатление».

В экспозиции представлено больше 80 работ, чтобы понять каждую, нужно размотать целый клубок символов и тайн. Сделать это можно до 11 сентября. 

Читайте нас в Дзен