В Курчатовском институте провели мастер-класс для одарённых школьников
30.05.2016, 22:20
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Делегацию, подающую большие надежды, сегодня принимали в знаменитом Курчатовском институте. Для тех, кто только постигает большую науку - одарённых школьников - там провели мастер-класс.
Все они участники проекта исследовательского центра. И обладают правом доступа в его секретные лаборатории. За диалогом серьёзных людей наблюдал наш корреспондент Андрей Ивлев:
Юные физики, химики, инженеры и ботаники – каждый из них исследователь. В Курчатовском институте лучшие из лучших – ученики школ, победившие в конкурсе проектов.
Ангелина Андреева, победитель конкурса: «Мой проект назывался «Проблема забытой на столе чашки с чаем или изучение механизмов теплопередач». То есть мы экспериментально проверили, что, например, полстакана остывает быстрее, чем полная кружка, что закопчённая чашка нагревается и остывает быстрее».
От простого – к сложному. Юные исследователи, кажется, хорошо знают, с чего начинается путь в большую науку.
Участие в Курчатовском проекте для школьников - уже само по себе событие важное. Ведь у детей есть уникальная возможность увидеть, как работает крупнейший национальный исследовательский центр мира. Экскурсии по цехам и лабораториям Курчатовского института - наиболее зрелищная часть научной программы. К примеру, здесь детям показывают, как устроена станция ускорителя частиц - синхротрона.
Более 25 тысяч школьников и почти четыре десятка учебных заведений. Проект Курчатовского института впечатляет масштабами и качественным подходом к образованию. Потому сегодняшние школьники – по праву будущая смена учёных и исследователей.
Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН: «Вот вы семя в землю кинули, и оно взойдет или не взойдет. Если семя хорошее и правильное, и почва унавожена, хорошо удобренная, то тогда семя взойдет, даст хороший урожай. И вот я с радостью хочу констатировать, что есть урожай. Этот урожай – вот это вы все здесь».
Междисциплинарный подход – основа работы с молодыми исследователями – конёк Курчатовского института. Именно здесь создан первый на территории Евразии атомный реактор, разработаны источники питания для космических аппаратов. Потому разговор со школьниками весьма серьёзный.
Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН: «Вам раздали айфоны каждому, провели вай-фай, а дальше вам промывают мозги, чем вы менее образованы, вами управляют. Это есть технология управления массовым сознанием: идите на площадь, жгите машины, делайте это… Наша сегодняшняя задача – защитить машину от несанкционированного влияния на неё оператора, и тогда она становится полностью безопасной. Знаете, техника в руках дикаря мертва».
Для юных исследователей каждая такая встреча как мастер-класс. И хотя в зале большинство - девушки, Поликсения для себя решила: физика и атомная энергетика всё же дело мужское.
Поликсения Хабалова, ученица 10 класса лицея № 1557 г.Москвы: «Конечно, встречаются исключения, и женщины бывают очень сильны в естественных науках, но я думаю, всё равно, что в основном мужчины в этом сильны».
Понять, что их призвание – наука старшеклассники могут только на практике. Педагоги уверены: это самое главное в Курчатовском проекте.
Наталья Шудрик, учитель физики школы № 2030 г.Москвы: «Мы находимся в самом центре современной науки, мы находимся сейчас просто на острие, мы мельком чуть-чуть рукой прикасаемся к тому, что сейчас происходит в современной науке».
Не исключено, что школ – участников проекта в ближайшее время будет больше. Опыт четырёхлетней работы показал, что такая форма воспитания будущих учёных не только востребована, но и необходима в современных условиях.