В Швеции почтили память русских моряков, погибших 100 лет назад в водах Балтики
25.05.2016, 12:10
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Швеции почтили память 18 русских моряков, которые ровно 100 лет назад погибли во время боевого дежурства в водах Балтики. Подводная лодка «Сом» затонула при странных обстоятельствах.
Десятилетиями о местонахождении субмарины ничего не было известно. Водолазы обнаружили «Сом» только в прошлом году, а сейчас на место трагедии прибыли потомки командира легендарного экипажа. Репортаж Игоря Максименко:
Несколько человек в черном, почтенно склонив головы, слушают молитву православного священника. Этих людей связала таинственная трагическая история. Ровно 100 лет назад, здесь, возле шведского города Грисслехамн, русская подводная лодка «Сом» столкнулась с пароходом «Ингерманланд» и затонула. Подробности происшествия неизвестны до сих пор.
Алексей Михайлов: «По нашей версии, шведский пароход намеренно протаранил подводную лодку «Сом». Есть косвенные подтверждения этого. Через месяц произошло аналогичное столкновение шведского парохода с подводной лодкой «Волк». Все остались в живых, и лодка осталась на плаву. В нашем случае, в случае с подводной лодкой «Сом», это столкновение обернулось катастрофой».
Алексей Михайлов — руководитель интернациональной команды дайверов «Оушен Икс тим», обнаружившей подлодку «Сом». Он и его коллеги много лет пытались обследовать район возможного нахождения субмарины. Но сначала мешали бюрократические проволочки, а затем и вовсе анекдотические события. В 2014 году весь шведский флот несколько месяцев искал в акватории у Грисслехамна таинственный шпионский объект якобы российского происхождения. Совершать погружения разрешили только в прошлом году, и сразу же дайверам улыбнулась удача - в 2-х милях от берега они наткнулись на небольшую затонувшую субмарину. На борту явственно читалось название корабля - «Сом».
Алексей Михайлов: «Мы, обследовав лодку несколько раз и сделав толщинометрию стенок корпуса лодки, поняли что лодка находится в идеальном для подводной среды состоянии. То есть, коррозия — одна десятая миллиметра, не более».
«Сом» - уникальный исторический объект. Это - одна из первых подлодок русского флота. Ее купили в Америке и сделали образцом, по которому построили еще несколько подводных миноносцев — так тогда называли субмарины.
Сначала «Сом» нес боевое дежурство на Тихом океане, затем на Черном море. С началом Первой мировой войны субмарину направили на Балтику, патрулировать побережье Швеции. Здесь в мае 1916 года и произошло трагическое происшествие.
Подводная лодка «Сом» лежит на грунте, в 85 метрах от поверхности воды. Исследуют ее с помощью вот этого глубоководного робота - «Оушен Модулс». Управляют им дистанционно, с корабля. Робот опускают в воду и все, что происходит на глубине, можно наблюдать с помощью телевизионных камер высокого разрешения.
В 100-летнюю годовщину гибели лодки дайверы из «Оушен Икс тим» решили почтить память русских моряков. Подводный робот к субмарине российский флаг и с помощью манипулятора укрепил его на рубке. Для участия в церемонии пригласили прямых потомков командира подлодки Хрисанфа Бугураева.
Константин Бугураев: «Очень смешанные чувства... Мы воочию видим эту лодку, видим последствия столкновения. Да, это какой-то такой трогательный момент для нас... очень эмоционально все, интересно. Действительно, такое соприкосновение с историей спустя 100 лет».
Экипаж до последнего боролся за спасение лодки, сумел даже поднять ее на поверхность, но на плаву корабль удержать не удалось. Несмотря на возможность покинуть тонущий "Сом", никто из членов экипажа не оставил боевой пост.
Питер Линдберг, исследователь: «Вот здесь, рядом с рубкой, место, где выдвигается перископ. Он сломался от удара с корпусом парохода. По всей видимости, именно здесь внутрь лодки стала поступать вода. Экипаж заткнул пробоину, но это не помогло».
Причину гибели субмарины, скорее всего, можно будет узнать из бортового журнала. Дайверы надеются найти его внутри корпуса. Командир Хрисанф Бугураев был известен как образцовый флотский офицер и наверняка успел составить запись о происшествии.
Но сначала нужно поднять «Сом» на поверхность. К сожалению, в истории с подводной лодкой «Сом» возникли трудности — бюрократического характера. Права на эксклюзивный подъем лодки оспаривают дайверы, нашедшие субмарину, и одна из российских общественных организаций. По шведским законам, приоритет имеют те, кто собственно обнаружил корабль. Однако, шведские чиновники, вместо того, чтобы исполнять собственные законы, предпочитают со стороны наблюдать за спором.
И именно это — причина того, что «Сом» до сих пор остается на дне Балтийского моря. Даже несмотря на то, что дайверы «Оушен Икс Тим» готовы за свой счет поднять лодку и безвозмездно передать ее России. Не помогает и поддержка со стороны Российского исторического общества. Получается, что дальнейшая судьба подлодки «Сом» по-настоящему волнует лишь небольшую группу морских искателей и родственников членов экипажа. Сегодня, через 100 лет со дня гибели боевого корабля, они оказались единственными, кто вспомнил о подвиге русских моряков в водах Балтики.