Штурмовик времён Великой Отечественной войны нашли в тверских болотах
16.05.2016, 10:24
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Тверской области в лесу поисковые отряды обнаружили уникальный штурмовик времён Великой Отечественной войны. Специалисты уже установили, что самолёт участвовал в реальном бою, но в списке потерь не значился.
Установить обстоятельства его крушения будет не просто, поскольку вся информация о штурмовике и его экипаже строго засекречена. Пока известно лишь, что это был экспериментальный образец. Какие тайны скрывают тверские болота, выяснял наш корреспондент Антон Гуськов.
Ох, нелегкая эта работа из болота тащить... самолет. Немногочисленный поисковый отряд работает исключительно голыми руками. Тяжелую технику не используют принципиально — чтобы не повредить останки машины. Больше семидесяти лет она пролежала в воде без доступа кислорода, и возможно, поэтому некоторые фрагменты хорошо сохранились. Первыми место крушения случайно нашли охотники и сразу сообщили поисковикам.
Виктор Макаров, командир поискового отряда «Земляки»: «Спасибо местным охотникам! Ребятам небезразлично, вот они нас сюда привели на место. Ну и мы сделали контрольные шельфы, посмотрели. И когда стали смотреть, пробивать, поняли, какой интересный образец!».
Образец и, правда, необычный. Среди металлических обломков есть и деревянные, и даже вот такой лист войлока. Поисковики предположили: в этом тверском болоте покоится советский самолет У-2.
Для удешевления и облегчения конструкции при его сборке применяли фанеру. За это фашисты язвительно называли эту тихоходную, практически лишенную защиты машину «русфанер». Первоначально «У-2» использовался как учебный, но время войны его часто переделывали под боевой самолет. По свидетельству ветеранов Вермахта, советские «У-2» своими ночными бомбардировками часто не давали немецким войскам спокойно спать, заставляя прятаться в окопах. Не исключено, что найденный «У-2» перед крушением и выполнял одну из таких операций — в Тверской области во время Великой Отечественной велись ожесточенные бои, значительная часть территории была оккупирована. По версии поискового отряда найденный самолет горел.
Установить точную картину произошедшего мог бы заводской номер на деталях летающей машины. И поисковикам удалось его обнаружить.
- Есть номер! Ноль, пять, единица есть.
Но оказалось, что праздновать участникам поисков пока рано. На одном из поднятых обломков действительно удалось рассмотреть несколько цифр. Но выяснить боевой путь самолета и обстоятельства крушения поисковики так и не смогли. Такой информации в общедоступных архивах не оказалось. У-2 постоянно модернизировали, а испытания новой модификации могли проводить прямо во время боев. В этом случае на деле о крушении самолета до сих пор может стоять гриф «секретно».
Валерий Смирнов, поисковик: «Мы так предполагаем, что испытания самолета - все-таки закрытая часть, секретная. Летчики тоже засекречены. Поэтому эти данные если и есть в архивах, то они пока для нас недоступны».
Поднять «У-2» поисковики рассчитывали ко Дню Победы, но операция уже обещает затянуться как минимум до середины лета. Самая главная находка может ждать на глубине семи метров — там предположительно покоится практически целая кабина самолета. Внутри может быть тело летчика.