Штайнмайер разочарован переговорами по Донбассу в Берлине
11.05.2016, 18:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Берлине завершились переговоры нормандской четвёрки на уровне глав МИДов. И, как было сказано, "без прорыва". Так подытожил встречу Франк-Вальтер Штайнмайер.
Немецкий министр разочарован. Опять не сходятся позиции сторон. Больше всего буксуют минские договорённости в части конституционной реформы, дающей право проводить местные выборы в ДНР. Из положительного отмечено: некоторое потепление атмосферы между участниками. Наш корреспондент Виталий Чащухин нашёл и другие плюсы, которые, правда, не слишком скрашивают медленное, едва заметное продвижению в украинском вопросе.
Уже двенадцатые по счёту переговоры "нормандской четверки" получились сложными, но атмосфера на них, по словам, немецкого министра Франка-Вальтера Штайнмайера, "улучшилась". На совместном фотографировании главы внешнеполитических ведомств России и Украины вновь стояли рядом, впрочем, разногласий от этого меньше всё равно не стало. Главное из них, конечно же, проведение в Донбассе выборов, которые подтягивают за собой и другие - нерешенные политические и экономические вопросы. Россия сегодня обратилась к официальному Киеву с призывом - не уходить от взятых в рамках минского соглашения договоренностей.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: "Все аспекты - выборы, статус, конституционная реформа и амнистия - они взаимосвязаны. Проводить выборы и урегулировать конфликт, не обеспечив национального примирения через амнистию невозможно. В соответствии с Минскими договоренностями решаться все эти проблемы должны в прямом диалоге между Киевом и Донбассом, Киевом и Донецком и Луганском. Пока мой вывод такой, что с украинской стороны периодически выдвигаются новые предлоги для того, чтобы откладывать реализацию договоренности о согласовании всего пакета политических аспектов урегулирования».
Такие "предлоги" были выдвинуты и сегодня. Можно сказать - Киев опять за своё: на этот раз украинская сторона предложила ввести в Донбасс некую "военизированную миссию" якобы для обеспечения полной безопасности местных выборов. Сроки голосования вновь не удалось утвердить. Это ли не шаг назад, в обратную от перемирия сторону, окончательно совершил который - Павел Климкин. Своим итоговым заявлением.
Павел Климкин, министр иностранных дел Украины: "Мы не смогли достичь соглашений по основным ключевым вопросам. К сожалению, несогласие по критическим и ключевым моментам приводят к тому, что, возможно, будет заморожен весь минский процесс".
Между тем, назвать сегодняшние переговоры безрезультатными , несмотря на отсутствие прорыва, нельзя. Особенно, если отбросить эмоции господина Климкина. "Министерская четверка" по инициативе Москвы обсудила даже вопросы экономической блокады Донбасса - вопросы социальных платежей, пенсий и пособий, проблемы банковского обслуживания в Донецкой и Луганской областях. Еще раз была подчеркнута важность прямого диалога Киева с руководством народных республик. Но и тут вряд ли стоит ждать милости от украинского руководства, которое до сих пор называет эти свои территории "оккупированными", а ополченцев - "террористами". Очевидно, что минский процесс затягивается искусственно. Снятие с России санкций увязано с его полной реализацией. Пожалуй, лучший повод для сегодняшней Украины ничего не делать.
Впрочем, президент Порошенко, и об этом говорят уже здесь в Германии, сегодня оказался в заложниках у самого себя. Исполнять взятые на себя обязательства и самое принципиальное из них - проведение конституционной реформы, - не дают сохраняющиеся в стране "майданные" настроения". С другой, есть риск окончательно потерять доверие западных партнёров, заметно уставших от украинского кризиса".
Хозяин "нормандских" встреч в Берлине - Франк-Вальтер Штайнмайер уже сравнивает "минский процесс" с "улиткой, которая движется только "по миллиметру вперёд", но всё же движется. Вечно так продолжаться, конечно, не может. Здесь это признают, но и рычаги давления на Киев Франция и Германия, а вместе с ними весь Запад пока не торопятся применять. Оттого - на этом политическом фронте сейчас наступает пугающее затишье.