Улица в честь последнего китайского императора вызвала недоумение
10.05.2016, 18:58
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В хабаровском посёлке переименование улицы "Мостовой" в "Императорскую", в честь последнего китайского властителя династии Цин обернулось скандалом.
Для коренных жителей тех мест Пу И, личность хоть и историческая, но уж очень противоречивая. Его в первую очередь там считают пособником милитаристской Японии в годы Второй мировой. Кому же в голову пришла идея увековечить такую память в России разбирался наш корреспондент Даниил Горчаков.
Эта улица в посёлке Краснореченском в пригороде Хабаровска получила имя последнего императора Китая Айсингёро Пу И. С инициативой переименовать бывший Мостовой проулок выступили местные бизнесмены. Как они уверяют, в этих местах бывший правитель Поднебесной провёл несколько лет в советском плену. Изменения в топонимике должны привлечь сюда сотни китайских туристов.
Чжу Сы Цзюнь, начальник управления по туризму города Фуюань: «В Китае сегодня очень велик интерес к собственной истории. Многим моим согражданам покажется очень интересным, что последний император несколько лет прожил здесь в России. Им явно захочется посмотреть на эти места, понять, что он тут делал, в каких условиях содержался».
Первым китайским гостям не без гордости демонстрируют сохранившиеся личные вещи Пу И: его дневники, веер, предметы мебели. В качестве дома, где якобы содержали и допрашивали высокопоставленного арестанта, туристам демонстрируют вот это здание бывшей дачи одного из советских военачальников.
На самой окраине только что названной в честь последнего властителя маньчжурской династии Цин, которая управляла Китаем без малого три столетия, улицы Императорской дотошные краеведы раскопали ещё одну историческую тайну. По меньшей мере 8 месяцев из своего советского плена провёл в неприметном домике на специальном объекте НКВД. Каким-то чудом деревянное строение сохранилось до наших дней.
Историки и независимые исследователи уверяют, что на самом деле Пу И некоторое время содержался вот в этом бараке, скрытом под суровой надписью «хода нет».
Наталья Попова, блогер: «Если поднимать информацию из первоначальных источников: мемуаров, биография, воспоминания. То почти все описывают вот этот дом. Дом с очень необычной для русских строений архитектурой. Видите на втором этаже перила огороженные. И нижняя площадка вот этого дома больше по периметру. Вот эти перепады и создают эту специфичную галерею. Китайцы в своих мемуарах пишут — круговая, округлая галерея».
Споры, где именно содержали императора, не имеют большого значения, уверен представитель коренных народов Дальнего Востока Леонид Сунгоркин. Многие нанайцы уже выступили с решительным протестом против переименования улицы в его честь. Мол, это едва ли не акт оправдания фашизма. Лидера марионеточного государства Маньчжоу-го они обвиняют в геноциде соплеменников. Из трех тысяч нанайцев, которые организовали сопротивление оккупационным властям на китайской стороне амура, выжить удалось трем сотням.
Леонид Сунгоркин, вице-президент объединения по защите прав и свобод коренных народов Приамурья: «Он здесь сидел в плену. Он — никакой не герой. Это нужно понимать. Он дважды предал. Сначала он был императором Цинской империи и на нём закончилась вся эта маньчжурская эпопея. А второе предательство — это уничтожение собственного народа».
Айсингёро Пу И китайский трон занимал в раннем детстве с 1908 по 1912 годы, когда в Поднебесной случилась Синьхайская революция и была провозглашена республика. В 1932-м он согласился с предложением японцев и уже, будучи взрослым, занял престол марионеточного государства Маньчжоу-Го. В августе 1945-го Пу И был арестован и отправлен в Советский Союз.
Хабаровчанин Сергей Кунцевич — один из немногих русских, кто родился и провёл детство в китайском Харбине во время пусть и номинального но все-таки правления Айсингёро Пу И в Маньчжурии. Русское меньшинство тогда подвергалось настоящим репрессиям.
Сергей Кунцевич, уроженец Харбина: «Команда была пол оборота налево и поклон в сторону его императорского величества мы должны были поясной поклон делать. Русское население в Японии считалось четвёртым сортом».
Во время советского плена Пу И дал исчерпывающие показания. Они помогли осудить военных преступников из числа японского генералитета на азиатском аналоге Нюрнберга — Токийском процессе. Однако историки уверены, хоть последний император и не был осуждён, он не мог не знать о страшных зверствах, которые творились в его марионеточной державе.
Александр Лавренцов, военный историк, полковник ФСБ России в отставке: «На станции Пинфан, что в 40 километрах от Харбина был размещён комбинат смерти.Ежегодно, начиная с 1939 года, японцы осуществляли испытание бактерий на живых людях».
Хабаровские общественники намерены добиваться отмены решения о переименовании Мостового проулка в Императорскую улицу. Они уже подготовили обращения в прокуратуру и Госдуму с просьбой дать отпор попытке пересмотра итогов Второй мировой войны.