Два года одесской трагедии. Власти стягивают в город нацгвардию, опасаясь провокаций
02.05.2016, 10:00
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Сегодня в Одессе почтят траурным митингом память жертв трагедии 2 мая 2014 года. Виновные в гибели 48 человек до сих пор не найдены. Власти делают всё, чтобы переложить ответственность на пострадавших.
Сейчас в городе предприняты беспрецедентные меры безопасности - для охраны общественного порядка в город прибыли, в том числе, и бойцы печально известного батальона "Азов". Наш корреспондент Виктор Черногуз - о том, чего так опасаются киевские власти:
Нет, это не прифронтовая полоса и не зона боевых действий. К годовщине трагедии 2 мая Одессу буквально наводнили люди в камуфляже. По сути город перешел на осадное положение. А власти не уставали нагнетать ситуацию.
Михаил Саакашвили, губернатор Одесской области: «У меня никаких сомнений, что они готовят провокации, они попытаются использовать годовщину 2 мая для того чтобы раскачать ситуацию в Одессе и в Украине».
«Они» в понимании Саакашвили - это те, кто не согласен с политикой постмайданных властей. Даже сейчас, два года спустя иметь другую точку зрения в Одессе смертельно опасно. Накануне 2 мая в город был введен одиозный полк «Азов». Демонстративный жест, призванный запугать активистов антимайдана. Вооруженные до зубов профашистские боевики провели у дома профсоюзов импровизированный парад.
Точно с такими же криками два года назад в Одессе убивали людей в Доме профсоюзов. Жуткие кадры кровавой расправы - тогда погибли 48 человек. За их смерть никто не ответил. Расследование трагедии до сих пор не закончено. Показательный факт: всего месяц назад полиция изъяла записи с камер видеонаблюдения, установленных в доме профсоюзов. Спешить киевская властям некуда, объективное изучение причин трагедии явно не в их интересах.
Ростислав Ищенко, политолог: «Они свою позицию не изменят, потому что если будет изменена позиция Киева, то власти будут вынуждены признать себя виновными. А это преступление против человечности, которые не имеет срока давности и преследуется на всей территории планеты, и для таких преступлений работает международный уголовный суд в Гааге».
Но все же, несмотря на все желание Киева, замолчать случившееся в Одессе не вышло. Трагедия в Доме профсоюзов стала предметом международного внимания. В своих докладах Совет Европы и управление Верховного комиссариата ООН прямо отмечают: украинские власти не обеспечили независимого расследования. Ведь сейчас в организации беспорядков обвиняются только активисты антимайдана. Два десятка человек по сути виновным только в одном: что выжили в спланированной бойне 2 мая.
Артем Бузила журналист, политический активист: «Абсолютно двойные стандарты следствия, судебного рассмотрения. Мы все видели кадры, как сотник Мыкола небеизственый стрелял напрямую по зданию дома профсоюзов, по живым людям, мы видели господина Ходияка, который из ружья стрелял, видели девочек, которые разливали коктейли Молотова, так к этим людям не применена мера пресечения в виде даже домашнего ареста».
Артем Бузила всего пару дней как на свободе. В одесском СИЗО он провел почти год по обвинению в призывах к сепаратизму. Пытки, допросы, обыски и аресты - Бузила на себе убедился: в Одессе уже не первый год развернут настоящий террор по отношению к каждому инакомыслящему. Трагедия второго мая стала для власти поводом раздавить любые попытки свободолюбия.
Артем Бузила журналист, политический активист: «В одной Одессе за время моего нахождения в СИЗО всегда находилось от 50 до 100 политзаключеных, сейчас их около 70 человек. Что такое политические обвинения - это сепаратизм, это подготовка к госперевороту».
Потому понятно: тысяч людей, которые участвовали когда-то в акциях Антимайдана, теперь не рискнут выйти на Куликово поле. В годовщину кровавой трагедии Одесса горюет молча.