Недоступность избирательного права для осуждённых останется в силе

, 18:34

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Конституционный суд России сегодня подтвердил этот постулат, впервые отклонив решение Европейского суда по правам человека.

Иск, по сути, против России, подавали двое осужденных за убийства. И в Страсбурге пошли им навстречу, постановив, что российские власти нарушают Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, лишая осуждённых, в том числе за убийства, голосовать и избираться. О прецедентном деле наш корреспондент Наталья Дубровская.

Решение по делу Анчугова и Гладкова мало кого удивило. Заключенные в нашей стране по-прежнему не будут голосовать и избираться. Участвовать в выборах, как и раньше, смогут только осужденные условно.

Впрочем, суд дал возможность законодателям поработать над системой уголовных наказаний. Например, разрешить голосовать тем, кто находится в колониях поселениях. То есть людям, не совершавшим тяжких преступлений.  При этом речь идет лишь о поправках в законодательство, а не об изменении главного закона страны.

А ведь именно этого требовал европейский суд по правам человека. Он же и вынес свой вердикт – признав, что избирательные права российских заключенных ущемлены. Однако конституцию России суд менять не стал.

Сергей Князев, судья Конституционного суда РФ: «В принципе исполнение решения возможно, но не путем изменения Конституции, а возможно, если, руководствуясь гуманистическими соображениями федеральный законодатель пойдет на то, что такой вид наказания как лишения свободы в виде отбывания в колонии поселении переведет из лишения свободы в иной вид наказания».

Тем более, чтобы разрешить всем заключенным голосовать, необходимо не просто внести поправки, а вообще создать новую редакцию конституции. Ну или провести референдум. Делать это по указке ЕСПЧ посчитали неуместным.

Павел Крашенинников,  председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Совершенно очевидно, что приоритет международного права по отношению к нашим законам он существует, но все-таки конституция это основной закон и конечно здесь этого приоритета нет».

Эта история началась с того, что в ЕСПЧ обратились отсидевшие 15 лет в местах не столь отдаленных, Анчугов и Гладков. Кстати, сперва они ждали смертной казни – за убийства и грабежи, но этот приговор отменили. Бывшие заключенные сначала пытались доказать нарушение своих избирательных прав в российских судах, но тщетно. Зато Еспч, куда Анчугов и Гладков обратились позже, нарушения усмотрел. Как, естественно, и адвокаты истцов. Об этом они заявляли еще на рассмотрении дела.

Валерий Шухардин, адвокат Владимира Гладкова: «Около 700 000 лиц, граждан  РФ содержатся в местах лишения свободы, в исправительных учреждениях, и они должны иметь право голосовать».

С этой позицией, как стало ясно сегодня, конституционный суд категорически не согласен. Он впервые воспользовался своим правом блокировать вердикты ЕСПЧ. Да и в обществе споры не утихали – все-таки демократия демократией, а позволять тюремному электорату влиять на жизнь страны – это уже слишком.  

Юрий Новолодский, адвокат: «Все-таки в колониях находятся люди асоциальные, люди негативно относящиеся к любой власти вообще. Это появилась бы для них забава, возможность высказать свое «фэ».

Влиять на результаты выборов, а значит и на все системы – экономическую, политическую и правовую -  заключенным запрещено не только в России.  Они не имеют права голоса в восьми европейских странах.

Читайте нас в Дзен