В Петербурге пытаются спасти архитектурные памятники
07.04.2016, 10:24
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Те, здания, которые давно расселены и, фактически, всеми брошены. Городские и районные власти перекладывают ответственность друг на друга. Вроде, и сносить нельзя, историческое достояние, но и за реставрацию никто не берётся - слишком дорого.
Дешевле снести, говорят инвесторы, и уже присматриваются к выгодным участкам в центре города. Наш корреспондент Мария Евсюкова об аварийных списках Петербурга.
Дом Басевича на Большой Пушкарской только в марте тушили трижды. Перекрытия верхних этажей обвалились, по стенам пошли трещины. О дальнейшей судьбе памятника архитектуры в администрации города до сих пор раздумывают. Впрочем, таких ненужных «золотых квадратов» в Петербурге простаивает немало. Дом Лялевича на Розенштейна 39 аварийным был признан в 2006 году. Несколько лет его расселяли и по документам с 2009 он пустует. Однако по всем признакам сюда часто наведываются гости без постоянного места жительства. Вот кто-то поставил бревно, Чтобы проще было попасть внутрь. По подсчетам градозащитников, здание горело 8 раз.
Одно из самых масштабных строений в стиле модерн сегодня больше напоминает свалку. А по крыше, которая в любой момент может обвалиться, гуляют подростки. Сначала дом планировали переоборудовать под встроенный паркинг, потом включить в программу под названием «Молодежи – доступное жилье», затем вообще снести. Последнее решение – пустить с молотка. Впрочем, почему исторические здания годами дожидаются своей участи, объяснить никто не может.
Марина Орлова, первый заместитель председателя жилищного комитета: «Расселенные дома находятся на территории районной администрации, которая занимается содержанием, что расселенных, что не расселенных домов. Они прекрасно знают о всех домах, которые находятся на их территории».
А в администрации уверены: за судьбу расселенных домов отвечает жилищный комитет. Круг замкнулся, в итоге, ответственность за исторические здания на себя не берет никто.
Васильева Дарья, градозащитник: «Когда человек не комментирует, это значит ему нечего говорить, она начинает увиливать, либо футболить на другого человека. Здесь мы наблюдаем футбол с районной администрации, на городскую».
Кажется, только градозащитникам есть дело до заброшенных построек. Под личным контролем Дарьи Васильевой - больше сотни таких зданий. Вот, к примеру, дом конца 19 века. Горит постоянно.
Васильева Дарья, градозащитник: «Самый большой пожар был в 2012 году, пожар был страшный. Все пришли к выводу, что это был умышленный поджог».
В 2010 дом передали инвестору, спустя 2 года договор расторгли, еще через три – внесли в программу капремонта. Но доживет ли до него здание, активисты не уверены.
Владимир Дмитриев, Депутат ЗАКС, руководитель партии КПРФ, Заместитель председателя постоянной комиссии по культуре: «Самое главное, что должен город в лице конкретного комитета отвечать за хотя бы периметр здания, чтобы туда никто не попадал, чтобы там был забор, надлежащая охрана, потому что рядом живут люди, возгорания, и мы живем в опасное время, время терроризма, не дай Бог там кому-нибудь заблагорассудится что-то хранить».
Качественная консервация и охрана зданий просто невыгодны, продолжает депутат. Капитальный ремонт одного квадратного метра обходится примерно в 60 000 рублей. Для сравнения: максимальная стоимость покупки в новом доме - 58 000. Разница небольшая. Но проще подождать, пока здание само разрушится или ему кто-то поможет. А после отдать освободившийся участок инвестору.
Ирина Комолова, Заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, Градостроительству и земельным вопросам: «Я подозреваю, что есть какой-то инвесторов, который хочет получить пятно застройки, таким образом, просто борется с обременением в виде исторического дома, который находится на этом пятне, конечно, если дом разрушится, то уже никаких проблем построить там новое здание не будет».
Впрочем, со временем количество простаивающих домов сократится, убеждены эксперты. С 2012 года Смольный снизил темпы признания жилья аварийным, причем, сразу в 15 раз. Правда, уже расселенные здания, похоже, обречены терпеть пожары и набеги незваных гостей.