Ровно 5 лет назад разгорелся сирийский конфликт

, 10:10

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

В марте 2011 начались первые протестные волнения, которые всего за месяц обострили ситуацию настолько, что вспыхнула одна из самых кровопролитных войн.

Счет погибшим по данным ООН идет на сотни тысяч. И это в стране, которая считалась одной из самых безопасных в регионе.  Наш корреспондент Вадим Хуланхов о мирном прошлом Сирии и надеждах на будущее.

Трудно поверить, но еще 5 лет назад эта страна была едва ли не образцом благополучия и процветания. Такой ее и помнят студенты, уехавшие учится в Россию. 

Михаил Лаюс, студент РУДН: «Раньше до этих проблем мы очень хорошо жили. Зарплата нормальная, всего хватало, за границу ездили. За границей учились, все дешево, спокойно».

Но ровно 5 лет назад в Сирии началась война. Небольшие беспорядки переросли сначала в гражданскую войну между правительственными войсками и многочисленными группировками оппозиции.

За считанные месяцы внутренний конфликт стал почти международным – западным носителям демократии решительно не нравился Башар Асад, законно избранный сирийский президент. Поэтому главной целью так называемых друзей ближневосточного мира было устранение самого Асада. Хотя тираном его называть никак нельзя – уверены эксперты. Чем сильнее разгоралась война, тем больше становилось группировок, которые захватывали власть в разных регионах страны. Кроме того, подняли голову экстремисты из Джебхат-ан-Нусры и начал зарождаться ИГИЛ. Страна разваливалась на глазах, а террористы стремительно набирали силу.

Ваддах Ал-Джунди, заместитель председателя Общества граждан сирийского происхождения: «Есть много группировок или местных самоуправлений – которые взяли под себя управление – они вынуждены были или пойти под Ан-Нусра – их просто бы уничтожили или под правительство – но силы правительства не всегда могли их защитить».

Америка и ее европейские партнеры упорно старались уничтожить Асада и на пути к цели не останавливались ни перед чем. 21 августа 2013 года город Гута подвергся химической атаке – погибли почти полторы тысячи человек. В этом преступлении Вашингтон сразу обвинил правительство Сирии и приготовился к немедленной войне. Ценой неимоверных дипломатических усилий со стороны России удалось избежать ракетных ударов по стране. Кстати, виновных в той бойне, в итоге, так и не нашли.

Мы ехали на простой машине – она не была помечена, как спецслужбы или еще что-то, то есть обычный автомобиль гражданский. Снайпер сделал выстрел нам вдогонку. Я сидел за спиной водителя и вот последствия. Журналист Андрей Филатов работал в Сирии буквально с первых дней еще только назревающей гражданской войны. Когда пришли террористы  ИГИЛ, ему сразу стало ясно, за кого на самом деле народ.

Андрей Филатов, журналист: «Люди голосуют ногами. Когда приходят боевики, люди бегут под защиту армии, потому что армия не разбирается – алавит ты, суннит, христианин или вообще атеист».

К осени прошлого года ситуация в Сирии накалилась до предела. Правительственным силам все труднее было сдерживать наступление агрессивных и безжалостных боевиков ИГИЛ и Джебхад-ан-Нусры, которые подошли уже практически к столице страны, Дамаску. 30 сентября 2015 по просьбе законно избранного президента Башара Асада Россия начала свою военную операцию в этой арабской стране. Наши воздушно-космические силы стали планомерно уничтожать технику и инфраструктуру террористов. И за несколько месяцев сделали для уничтожения главного мирового зла в десятки раз больше, чем вся так называемая западная коалиция во главе с США за два года якобы борьбы с ИГИЛ. После стремительного успеха сирийских правительственных войск, которые при поддержке российской авиации провели целый ряд успешных операций, Россия и США договорились о режиме прекращения огня. С 27 февраля в стране объявлено перемирие, во время которого бывшая оппозиция стала переходить на сторону правительственных сил.

Ефим Резван, профессор, доктор исторических наук: «Каток войны, который, в принципе, должен был закатать Асада, он покатился в обратную сторону, и это дало возможность начать переговоры. По существу, те переговоры, которые сегодня имеют место быть – это результат вмешательства России».

Башар Асад, которого обвиняли во всех смертных грехах, в Сирии не только не растерял авторитета за пять лет, но и подтвердил его – в 2014 году на выборах народ оставил Асада в должности. А сегодня его позиции еще больше укрепились.

Муса Рамадан, Президент Союза Сирийских студентов России и стран СНГ: «Он после этой войны не только президент – он герой страны. Он не стал уходить и бросать страну в такой сложный момент. И сейчас он воюет против этих террористов. Если бы он ушел, они бы захватили всю страну».

Многие лидеры умеренной оппозиции не видят сегодня альтернативы действующему президенту. Говорить о том, что многолетняя война в Сирии закончилась пока рано. Множество нерешенных вопросов осталось, десятки неподчиняющихся никому вооруженных группировок еще пытаются оказывать сопротивление. Пока силен ИГИЛ. Но путь к миру уже наметился.

Читайте нас в Дзен