Записав в беженцы украинцев, Польша пытается не пустить к себе арабов и африканцев
12.03.2016, 18:42
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Польше, судя по тому, в каких условиях содержаться беженцы с Ближнего Востока и Африки, очень надеются, что они задержатся ненадолго. Логика проста - переселенцы бегут дальше на запад, а гранты на их проживание остаются в Варшаве. Другое дело с украинцами.
С наплывом беженцев из соседней страны, поляки получили дешёвую рабочую силу. И не больше. О польских барьерах – наш корреспондент Екатерина Иванова:
Алла, гражданка Украины: «История, обычаи, традиции польские, гимн, герб Польши, отче наш по-польски - все выучила. Пошла в посольство, все сдала. Получила карту поляка.
Но своей так и не стала. Алла, фамилию женщина назвать отказалась, приехала с Украины в поисках работы. Варшаву выбрала не случайно – мама, бабушка и дедушка – поляки. Родство местные власти признали, визу дали. А дальше - крутись как хочешь. Не устроиться даже посудомойкой.
Алла, гражданка Украины: «Я вижу сирийцы у вас. Вчера заходила девочка сирийка. Я думаю, лучше бы с Украины больше людей, которые ближе к вашим».
О статусе беженца Алла даже и не мечтает. Знает, крыша над головой и пособие от государства - это нереально. В прошлом году всего два украинца каким-то чудесным образом получили заветный документ. Всего же с момента начала конфликта – четверо. Впрочем, на слушаниях в Европарламенте звучат совсем другие цифры.
Беата Шидло, премьер-министр: «Я испытываю сильное чувство ответственности за то, что происходит в Польше и Европе. Вы говорите о миграции и мигрантах. Польша приняла около одного миллиона беженцев с Украины. Миллион, которому никто не захотел помочь».
Миллион! Совсем как Германия. Только о польском радушии почему-то никто не слышал. На самом деле, речь идет о мигрантах. И тех по подсчетам всего полмиллиона. Записав украинцев в беженцы, Варшава просто решила не пускать к себе арабов и африканцев. Мол, у нас и своих хватает.
Анджей Дуда, президент Польши: «Больше всего мы опасаемся, как бы конфликт, который сейчас «тлеет» на Украине, не разгорелся с новой силой. В противном случае беженцы, которые, к сожалению, являются своего рода естественным следствием войны, рано или поздно попадут в Польшу».
Громкие заявления польских политиков ранили украинцев в самое сердце. Вот в каких условиях живут претенденты на статус беженца. 10 человек в одной комнате.
После получения отказа страну необходимо покинуть в течение месяца. В лучшем случае - депортируют, в худшем – определят в закрытый лагерь для мигрантов. С решетками и вооруженной охраной.
Наталья Кочухидзе, гражданка Украины: «Выходят на прогулку и взрослые, и дети, укутанные. Их охраняют, не разрешают. Мы стресс пережили на Украине, там пережили и тут должны переживать. Мы в шоке».
В шоке пребывали и первые беженцы из Сирии. Несколько семей пригласил один благотворительный фонд.
Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник ИНИОН РАН, доктор исторических наук: «Сирийцы сами бежали из Польши и говорили – лучше мы умрем у себя на родине под бомбами, чем будем голодать тут, в Польше».
Отказ в предоставлении статуса беженца гражданам Украины объясняют предельно просто.
Александр Вышинский, представитель польского Управления по делам иностранцев: «Для предоставления им убежища нет главного фактора – войны. Граждане Украины могут переехать в другую часть своей страны, где им не угрожает опасность - не вся Украина охвачена военным конфликтом, есть возможность «убежать» внутри своей страны, и это, как мне кажется, лучше даже для самих же украинцев, так как в этом случае им не приходится сталкиваться с языковым барьером».
Дмитрий Чернобаев польский выучил довольно быстро. Говорит, языки похожи. На Украине у мужчины был свой бизнес. Теперь приходится начинать все с ноля.
Дмитрий Чернобаев, гражданин Украины: «Приезжая сюда, украинцы готовы работать за те деньги, которые предлагают. Поляки за те деньги, которые предлагают украинцам, уже не хотят работать.
По словам экспертов, так исторически сложилось. Украина для поляков – это колония. Так было, есть и, видимо, будет.
Олег Матвейчев, политолог: «К украинцам всегда было отношение, как к людям второго сорта, как к своим рабам, крепостным, людям-недочеловекам. Тут германский, фашистский дух культивировался».
Беженцы из Сирии и Африки, скорее всего, работать в Польше не будут. Зато пособия, трехразовое питание и крыша над головой им обеспечены. За счет поляков и украинцев, которые регулярно пополняют казну чужого государства.