В Тбилиси вспоминают трагическую дату
09.03.2016, 10:16
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Ровно 60 лет назад, спустя две недели после разоблачения культа личности Сталина на знаменитом 20-м съезде, в грузинской столице были расстреляны мирные демонстранты, выступившие за отставку Хрущёва.
По разным данным, тогда погибли до трёхсот человек, что в десятки раз больше официальной статистики. Наш корреспондент Дмитрий Пищухин встретился с участниками тех кровавых событий.
- Вы не подскажете, где могила Чантуридзе - того, что погиб в марте 1956 года?
– Нет, не знаю.
Эти трагические события, кажется, даже грузины стали забывать. Имена погибших стерлись из памяти, их могилы заброшены, сама история обросла многочисленными мифами. Но верно одно – шестьдесят лет назад в Тбилиси военные расстреляли мирную демонстрацию, которая вышла на улицы с плакатами Сталина. Так новая союзная власть пыталась кровью смыть память о прошлом.
Серго Вардосанидзе, ректор Грузинского Патриаршего университета им. Св. Андрея Первозванного профессор: «Самый ужасный факт, что долгое время никто из близких не мог узнать, где находятся погибшие. Но даже когда родственникам, наконец, передали тела, то в каждую семью пришел счет от государства, где была указана сумма за патроны, которые были потрачены на убийство».
За две недели до тбилисских событий Никита Хрущев прочитал свой знаменитый доклад о культе личности. Помимо обвинения Сталина в перегибах и репрессиях, был сделан акцент на его грузинское происхождение.
Здесь эти слова были восприняты буквально – национальный вопрос на Кавказе всегда оставался одним из самых острых.
Вахтанг Гурули, историк: «Появились слухи, согласно которым Хрущев собирался бороться не столько с культом личности Сталина, сколько с самими грузинами. Люди верили любой информации – например, говорили, что все х грузин собираются депортировать в Сибирь. Все эти провокации вывели население на улицы».
Между тем, в Грузии было воспитано целое поколение сталинистов, которые воспринимали критику вождя, как личную обиду. К тому же в начале марта в день смерти Сталина здесь проходили траурные мероприятия – тысячи человек с цветами пришли к памятнику на набережной Куры. Но получилось, как в антиутопии Оруэлла - если раньше власть поощряла подобные митинги, то теперь запрещала.
Вахтанг Гурули, историк: «Один из участников потом говорил на допросе: «Нас учили любить Сталина, и мы любили, сейчас нас расстреливают за то, что мы любим Сталина. В чем мы виноваты?».
Сейчас на месте памятника Сталину – разбита огромная клумба. В марте 1956 года сюда приехали люди из всех районов Грузии. Расходиться никто не спешил – стояли пять дней. Требования митингующих в новых советских реалиях, были более чем неуместны. Валерий Сухишвили вспоминает, что толпа просила восстановить сталинскую премию, вернуть сталинскую конституцию, а 9 мая объявить Днем сталинской победы.
Валерий Сухишвили, участник мартовских митингов в Грузии (1956 г.): «У нас был педагог в школе, который был репрессирован в 1937 году. Так вот этот учитель первым побежал рисовать плакат «Руки прочь от товарища Сталина!». Мы взяли грузовик, укрепили там этот плакат и приехали в Гори. Там уже стал собираться народ – людей было очень много. Они кричали «За родину! За Сталина!».
До какого-то момента митингующие не представляли никакой угрозы – люди читали стихи, пели песни и декламировали лозунги в поддержку Сталина. До тех пор, пока в толпе не появились провокаторы, которые предложили направиться к Дому связи и направить депешу в Москву, чтобы Хрущев сложил с себя полномочия и передал власть Молотову. Но здесь демонстрантов уже поджидали танки и вооруженные военные, которые открыли по ним огонь.
Весь день в центре города лилась кровь. Пока танки давили безоружную толпу, солдаты стреляли из пулеметов в разбегающихся людей. Военные окружили памятник Сталину, где стояли митингующие. Договариваться с протестующими, как в Гори не стали. Открыли огонь. По разным данным 9 марта погибли от ста до трехсот человек. Официальная статистика пыталась занизить число жертв в десятки раз.
Игорь Оболенский журналист, писатель, публицист: «Мало того, когда юноши и девушки были расстреляны, их тела сбрасывали в Куру, река стала красная от крови и потом их уже вылавливали. К родителям пришли из органов и сказали, что похороны тайные – может прийти либо мать, либо отец, но вы должны дать подписку о не разглашении. Собственно об этом мало кто знал».
Тбилисские события эхом отозвались в восточной Европе. Через несколько месяцев беспорядки вспыхнули в Будапеште. В советских республиках прививать штыками «верность идеалам» с каждым годом удавалось все сложнее. Коммунизм, о котором говорил Хрущев, построить так и не удалось, советский строй оказался утопией. Впрочем, первая трещина в фундаменте империи появилась именно 9 марта 1956 года.