Лех Валенса рискует снова оказаться на скамье подсудимых
29.02.2016, 18:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Бывший президент Польши устал оправдываться. Сегодня Лех Валенса вновь объяснял - на этот раз в режиме онлайн-конференции - что не работал на спецслужбы в 70-х годах. А доказательства, обнародованные Институтом национальной памяти, говорит, подброшены.
Но вопрос - патриот или предатель? - снова навис над страной. Как в 2000-х, когда дело агента "Болека" уже рассматривалось. Сегодня бывший польский лидер и лауреат нобелевской премии мира снова рискует оказаться на скамье подсудимых. Подробнее об этом – наш корреспондент Вадим Хуланхов:
У экс-президента Валенсы возникли небольшие проблемы с законом. Создателя демократической Польши обвиняют в сотрудничестве со спецслужбами Польши социалистической. И сегодня бывший лидер движения «Солидарность», провёл своеобразную пресс-конференцию. Правда, не традиционную, перед камерами, а вполне современную – в интернете.
- Что вы ели на завтрак сегодня?
- Яичницу с беконом и немного хлеба. Я сам готовлю себе завтрак – не хочу будить любимую жену.
Проблемы у Валенсы начались несколько дней назад – институт национальной памяти Польши опубликовал личное дело агента, работавшего под псевдонимом «Болек». Документ, как утверждается, хранился в личном архиве бывшего главы МВД.
Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН: «Жена Кищека, вернее, вдова его – сам генерал умер в 2015 году в возрасте далеко за 90 – дома достала из шкафа документы, которые оставил муж и в свое время ей сказал: «Вот эти документы ты сможешь продать, когда тебе будет трудно, сможешь получить за них деньги».
Леха Валенсу обвиняли в сотрудничестве со спецслужбами Польской Народной Республики даже тогда, когда он занимал пост президента. В начале 90-х годов в Варшаве, в Восточной Европе, заговорили о люстрации. И готовы были чистить ряды до блеска – вне зависимости от чинов и званий.
Веслав Ян Высоцкий, историк: «Это был период конфронтации между властью, которая понимает, что окончательное решение ситуации и так будет силовым, но пытается изображать уступки, чтобы выиграть время для себя, на том, чтобы собрать силы. С другой стороны, растут требования «Солидарности» и нужен компромисс, причём обеим сторонам: властям чтобы оттянуть время и собрать ресурсы для применения силы, а «Солидарности» - чтобы она была в состоянии организовать свою деятельность, создать необходимые структуры и механизмы. Так что на тот момент интересы стороны, по большому счёту, совпадали, и обе были готовы идти на уступки».
После посыпавшихся на него очередных обвинений в сотрудничестве со спецслужбами Народной Республики, Лех Валенса несколько удивился.
Лех Валенса, президент Польши (1991-1995): «Я надеялся, что они учтиво направят документы мне, но они боятся, что я буду доказывать свою невиновность. Там есть имена, которых я никогда не видел раньше, а три документа уже были признаны сфальсифицированными. Я уверен, что и все остальные поддельные».
Как политическая фигура Валенса возник в середине семидесятых годов – простой электрик неожиданно встал во главе профсоюзного движения «Солидарность», которое в уже в 81-м добилось от польского ЦК выполнения всех своих требований – снижения цен, увеличения зарплат, льгот и снижения тарифов. Для социалистического лагеря – невиданная дерзость рабочих и невиданные уступки со стороны властей.
Веслав Ян Высоцкий, историк: «На первый взгляд ответ мог бы показаться очевидным, но если мы начнём рассуждать об этом серьёзно, то ответ будет не таким простым, потому что нужны доказательства. И это будет правдой, что во главе всех трёх крупнейших организаций, проводивших забастовки в августе 1980 года, стояли люди, являвшиеся секретными осведомителями (агентами) служб безопасности ПНР».
Сегодня Валенсу буквально закидали вопросами в интернете – что? как? почему? Бывший лидер старался держаться уверенно.
- Вы готовы пройти тестирование не «детекторе лжи» и ответить на вопросы о возможном сотрудничестве?
- Готов. Я знаю, что никогда не предавал.
Но в последние дни скандал вокруг уже подзабытого польского президента стал выходить на новый уровень В стране вдруг всем стало интересно, кто такой Лех Валенса – агент КГБ или истинный патриот. А ведь он и сам не скрывал, что давал показания в Службе Безопасности.
Лариса Лыкошина, главный научный сотрудник отдела Восточной Европы ИНИОН РАН: «Тогда, в 1992 году он сказал: «Да, в 70-м году меня арестовывали несколько раз. И во время первого ареста в семидесятом году, я подписал 3 или 4 документа. Я бы подписал, кажется, всё, кроме отречения о бога и Отчизны, лишь бы только выйти на свободу и продолжать борьбу, но я никого не предавал и никого не выдал».
Интернет-пользователи сегодня требовали от бывшего президента конкретики. Они узнали про яичницу на завтрак, про детектор лжи, но так и не получили ответа на главный вопрос – работал ли Лех Валенса на спецслужбы.
- В 1996 году по поручению президента Квасьневского начали выяснять вопрос о долгосрочном хранении секретных документов во время Вашего президентства. В этих документах могла содержаться информация об агентах, сотрудничавших со Службой Безопасности в 70-е годы. У вас есть комментарии по этому вопросу?
- На все возможные сегодня вопросы я уже ответил всем желающим. Аминь.
А пока экс-президент и экс-диссидент давал онлайн пресс-конференцию, прокуроры института национальной памяти – того самого, куда были переданы документы, неожиданно начали обыскивать квартиру Войцеха Ярузельского – последнего руководителя социалистической Польши и злейшего врага Валенсы.