Латвийские историки считают, что Саласпилс не был лагерем смерти
29.01.2016, 18:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Латвии выпустили книгу, оправдывающую фашистов. Авторы утверждают, что Саласпилсский концлагерь - был всего лишь пересылочным. Они напрочь отрицают известный факт о тысячах убитых детей, из которых, в буквальном смысле, выкачивали кровь для солдат Вермахта.
Самое удивительное, что писали книгу ученые-историки, у которых есть свободный доступ к архивным документам. Наш корреспондент Вадим Хуланхов - о страшной пропаганде, на основе которой пишется официальная латвийская история:
Елена Грибун, узница лагеря Саласпилс: «В Саласпилс когда привезли, нас всех выгрузили из вагонов. Ну, думаем, слава богу, привезли. Может быть, хорошее место. Мы же не знали, куда нас привезли…»
Нацисты уверенно маршируют по улицам Риги, этих стариков здесь считают героями – бывших охранников концлагерей, карателей и прочих добровольных помощников СС.
Елена Грибун, узница лагеря Саласпилс: «Нас трое детей у мамы было. Я средняя была. И когда маленькую отнимали от матери, она ее держала, ее там, знаете, как возьмут и туда бросили. Мы там все плакали, этот момент не забыть никогда».
Лагерь Саласпилс до сих пор остается в числе самых страшных лагерей смерти. Сюда свозили не военнопленных – узниками были дети и их родители, все из близлежащих районов Белоруссии и России. За годы существования лагеря здесь погибли больше 100 тысяч человек. Но сегодня в Латвии с этим не согласны.
Карлис Кангерс, автор книги: «По нашим подсчётам через Саласпилсский лагерь прошли в лучшем случае 22 тысячи человек. 11 тысяч из них были политзаключённые, а 12 тысяч – это так называемые транзитные заключённые, которых перевозили из России и Белоруссии на работы в Германию».
Латвийские историки сейчас отрицают почти все и обвиняют Россию в нагнетании обстановки. Впрочем, это неудивительно – чествовать эсэсовцев и упрекать Советский союз и Россию здесь давно норма, которая пришла от тех же подручных Гиммлера, позорно разбежавшихся после войны по всему миру.
Владимир Симендей, историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»: «Тот градус желания довоевать с Советским Союзом, который был в этой эмиграции, он после 1991 года передался и тем историкам, которые были на территории Латвии».
Узники Саласпился, ничего не помнят о политзаключенных, но до сих пор хорошо помнят, как обходились с ними латвийские фашисты.
Елена Грибун, узница лагеря Саласпилс: «В окно и то не разрешали посмотреть. А хотелось же поглядеть в окно – а вдруг, маму где-нибудь увидим, а вдруг, вообще чего-нибудь увидим…»
Современные латвийские историки, издавшие очередной титанический труд, оправдывающий зверства фашистов, утверждают, что в лагере вполне можно было жить. Вероятно, потому что самим там не довелось побывать.
Улдис Нейбургс, автор книги: «Мы категорически отрицаем, что там умерли 7 тысяч детей. Мы знаем о том, что там всего было 3 тысячи детей и категорически отрицаем, что у детей брали кровь для лечения раненых немцев».
У Елены Грибун свои воспоминания о врачах. До сих пор четкие и ясные, словно не прошло больше 70 лет.
Елена Грибун, узница лагеря Саласпилс: «Дети болели. Плачут, кричат. А если совсем уж дети заболели, кто их там лечил? Никто не лечил. Они же умирали каждый день. Утром вывозили. Некоторые, может быть, еще и шевелились там».
Свою книгу латвийские историки позиционируют, как независимое расследование, призванное раз и навсегда успокоить мировую общественность. Только концы с концами, почему-то, не сходятся.
Владимир Симендей, историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»: «Общее представление ситуации, как будто это был совершенно малозначительный лагерь, который не представлял из себя ничего серьезного и значение которого специально якобы раздувалось в советское время, на мой взгляд, является наглым политическим памфлетом».
Авторы очередного монументального труда, обеляя военных преступников нарочно или по недоразумению выбрали не самый удачный день для презентации своей книги, что говорит, как минимум, об уровне их профессионализма.
Владимир Симендей, историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»: «Нарочито, в День памяти жертв Холокоста, 27 января – на мой взгляд, так это даже вызывающе, выпущена книга, которая, на мой взгляд, является спрэдом. То есть, на ней написано масло, а она содержит недопустимые включения».
Современные историки из стран, участвовавших в войне на стороне нацистов, ежегодно стараются оправдаться за своих предков. И каждый раз такие оправдания выглядят все нелепее.