45 лет назад КГБ предотвратили угон самолета в Ленинграде
23.01.2016, 18:50
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В эти дни исполняется 45 лет судебному процессу, который не стал оглушающей сенсацией, только потому, что был закрытым. В январе 1971 в Ленинграде судили сионистов, которые решились, на, казалось, немыслимое - угон самолёта.
Идея с самого начала была обречена на провал. КГБ знал о плане и успел принять меры. Наш корреспондент Алексей Багин пообщался с участниками заговора и с теми, кто его разоблачил.
Гражданка Израиля Сильва Залмансон проводит экскурсию для своих родственников по следственному изолятору. Прошло 45 лет, но она помнит, каждую решётку. Глупая затея угнать самолёт обернулась для неё несколькими годами колонии строго режима. Ошибка молодости испортила жизнь ещё 15 таким же соучастникам дерзкого преступления. Правда, знают об этом лишь некоторые историки и сотрудники архива КГБ.
16 июня 1970 года, в понедельник, в газете «Ленинградская Правда», которая являлась, официальным рупором партийных органов Северной столицы появилась короткая заметка на последней странице. В тексте всего из нескольких строк говорилось, что в аэропорту «Смольное» задержана группа преступников, пытавшихся захватить рейсовый самолёт. С этой заметки начался отсчёт времени в расследовании удивительной и драматичной истории, которая получила название «Ленинградское самолётное дело»
Всего их было 16, в основном студенты. Они затеяли побег в Израиль на самолёте. Эмигрантов тогда выпускали со скрипом, но всё же выпускали. Однако, участники сионистского кружка захотели привлечь внимание международной общественности к еврейскому вопросу в СССР. Для этого разработали план.
Сильва Залмансон, фигурант Ленинградского самолётного дела: «Выкупить как можно больше, почти все билеты на рейс Ленинград-Мурманск и под видом свадьбы отправиться в свадебное путешествие всем участникам».
Идея подкупала простотой: чтобы угнать рейсовый самолёт на 25 посадочных мест, достаточно прикинуться группой родственников. Если спросят, летим отмечать семейный праздник.
По замыслу беглецов легкомоторный АН-2 с 12 евреями на борту должен был взлететь с аэродрома под Ленинградом, сделать посадку в Приозерске, забрать ещё четверых участников заговора, затем выбросить связанных пилотов за борт. Уже после этого профессиональный лётчик из их группы взял бы управление самолётом на себя. Если бы всё пошло по плану, беглецов встретили бы за рубежом - в Швеции. Ещё одна группа антисоветчиков готова была их принять в Финляндии. Это на случай нехватки топлива. Рассчитали всё до мелочей. От точки взлёта до границы добрались бы меньше чем за час. За это время советская военная авиация вряд ли бы успела устроить погоню.
Эдуард Кузнецов, фигурант Ленинградского самолётного дела: «Мы всегда помнили, что у нас был выбор: или сдаться или продолжить сопротивление. Если по глупости или со страха, мы бы сами сдались КГБ, разве мы бы стали героями?».
Но героями, заговорщики не стали. Их замыслу помешала контрразведка. Сотрудники КГБ тоже считали не плохо. Когда Ленинградское сионистское подполье стало искать выходы на представителей спецслужб Израиля – началась оперативная игра. Беглецам даже позволили довести свой план до конца. Почти что
АН-2 пожалуй, один из самых известных, лёгких самолётов в советском союзе, ещё его называли кукурузник. Чтобы вот такая машина не пересекла вместе с беглецами государственную границу, в КГБ разработали оперативную комбинацию. Подготовили ещё один, такой же самолёт. Поставили его в нескольких метрах от основного. По громкой связи объявили посадку сразу на оба. Параллельно вместе с беглецами на взлётную полосу вышли чекисты, переодетые пассажирами. Ещё одна группа контрразведчиков в этот момент находилась в самом самолёте. Взлететь у так и несостоявшихся угонщиков шансов не было.
Когда захват самолёта провалился, вспоминает ещё один участник побега Иосеф Менделевич, каждый думал о своём. Кого-то волновала судьба родственников, кто-то переживал за оставшихся в Ленинграде друзей, но для некоторых важнее оказалось другое.
Идейная стойкость группы, как выяснилось позже, не выдержала критики. На допросах угонщики плакали, просились домой и перекладывали вину друг на друга. Старший следователь по особо важным делам Ким Голубков, который вёл это дело, рассказывает, большинство беглецов то и дело пытались врать и заискивать. Но был среди них и один самый опытный.
Именно дневник Льва Калинблита, в котором были детально отражены стенограммы встреч кружка сионистов и их идеи по угону самолёта, лёг в основу обвинения. Правда, текст был зашифрован хитрым кодом. Но чекистам потребовалось всего несколько дней, чтобы разгадать тайну записей.
В итоге участники несостоявшегося побега получили от 4 до 15 лет строго режима. После освобождения все они покинули страну. Удивительно, но Израиль предоставил им гражданство не сразу – от побывавших в тюрьме советских евреев потребовали подтвердить их национальную принадлежность. Такова процедура. Если бы можно было всё вернуть обратно – говорит, сейчас уже пожилая Сильва Залмансон, она бы крепко подумала, прежде чем соглашаться на тот бесперспективный полёт за еврейским счастьем.