Экологи Москвы пересчитывают птиц
18.01.2016, 12:20
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Акция с говорящим названием "Серая шейка" проходит по строгому маршруту, данные орнитологи собирают исключительно в районе столичных озер и рек. По количеству птиц сделают выводы и об уровне загрязнений водоемов Москвы.
К инспекции присоединился наш корреспондент Константин Крылов:
Одевшись потеплее, провести на улице в сильный мороз придется несколько часов. Орнитолог Григорий Ерёмкин отправляется к воде. Сегодня ему нужно сосчитать всех уток на своем участке. Ниже Коломенского Москва-река уже давно не замерзает даже в самый сильный мороз. Теплые хозяйственные стоки повышают температуру воды на несколько градусов. И здесь каждый год зимует крупная популяция водоплавающих птиц.
Природа позаботилась о том, чтобы даже в самые сильные холода птицы не замерзали: они покрыты пухом, его уникальные согревающие свойства научились использовать и люди – например, вот это пуховик, который на мне, набит пухом, но, признаюсь, даже в такой одежде, я бы ни за что не решился остаться на улице на ночь и тем более ни за что не сунулся бы в воду.
Но для водоплавающих птиц, напротив, открытая вода – это важнейшее условие выживания. С поверхности они собирают мелкие водоросли и то и дело ныряют на самое дно, чтобы достать трубочника – эти черви прекрасно себя чувствуют даже при низких температурах. И все же корма зимой здесь гораздо меньше, чем в привычных для уток южных широтах, куда эти пернатые традиционно улетали на зимовку. Здесь же на помощь приходят москвичи – такие как Наталья Николаевна. Она чуть ли не каждый день приносит в парк пару свежих батонов - чтобы покормить птиц.
Григорий Ерёмкин убежден: в рационе городских уток, особенно обыкновенных крякв, подкормка играет очень важную роль. Утки живут достаточно долго, и многие еще с прошлых лет запомнили – зимой в московских парках есть чем полакомиться.
Григорий Ерёмкин, научный сотрудник лаборатории экологии и охраны природы Биологического факультета МГУ, орнитолог: «По крайней мере вот кряковая утка она очень сильно зависит от подкормки населением. Их кормят, как правило, хлебом, иногда крупой, иногда подсолнечными семенами, и когда у людей в хозяйстве дома все хорошо, они находят на это какие-то деньги».
Пока мелко крошит батон (уткам разрешен только белый мягкий хлеб), Григорий Станиславович еще и мысленно пересчитывает птиц: в этой группе их 62. Уток и селезней примерно поровну. Всего на этом участке птиц от полутора до двух тысяч, в их числе и обыкновенные кряквы, и осторожные гоголи, которые предпочитают держаться в стороне, и совсем уже редкие лысухи, вот эта парочка из семейства журавлиных - единственная на всем обозримом участке. Такая большая популяция говорит не только об улучшении экологии.
Григорий Ерёмкин, научный сотрудник лаборатории экологии и охраны природы МГУ: «Они являются еще индикатором благосостояния жителей города, причем индикатором такой чистоты, который нельзя обмануть политическим конъюнктурным интересом. В годы экономического кризиса она сокращается до минимума, численности зимующих крякв в Москве на уровне 7-8 тысяч, а когда все благополучно, а сейчас мы имеем достаточно благополучный период, утки нам показывают, что на благосостоянии жителей Москвы экономический кризис, который мы наблюдаем еще не сказался, она достигает 25-30 тысяч».
Если есть еда, почти нет хищников, значит, и условия для вывода потомства самые подходящие. Примерно треть от всех зимующих уток из года в год устраивает гнездовья в прибрежных парках в городской черте. Выведя птенцов, некоторые улетают, на их место прилетают другие и вновь остаются зимовать, все так же надеясь на щедрость и доброту людей.