Ровно 70 лет назад начался Нюрнбергский процесс

, 15:40

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Впервые те, кто совершил чудовищные преступления против человечества, предстали перед трибуналом. Чтобы он состоялся, сразу нескольким мировым державам, СССР, США, Великобритании и Франции, пришлось объединить усилия.

Главные идеологи фашизма были уверены, что доказать их вину невозможно. Почти год в зале слушали показания свидетелей. Наш корреспондент Ян Воскресенский продолжит.

Дворец правосудия. Он был одним из немногих уцелевших зданий в Нюрнберге, здесь и сейчас идут заседания, в том числе в знаменитом зале 600. Он отмечен внушительным крестом над судейской скамьей. И не представить, как это здесь смогли уместиться участники процесса 70-летней давности. Только корреспондентов было больше сотни. А ведь накануне суда народов звучали предложения ограничиться скорым разбирательством. Вина подсудимых казалось очевидной.

Астрид Бетц, представитель музея истории Нюрнбергского процесса: «Были размышления не делать большой процесс, а провести быстрый военно-полевой суд над винновыми. В итоге все стороны договорились на правомерный процесс и именно поэтому Нюрнбергский процесс играют такую показательную роль на сегодняшний день. Многие суды и юристы до сих пор прибегают к протоколированным записям этого процесса».

Сподвижник Гитлера, военачальники, высокопоставленные чиновники нацистского правительства. Старые знакомые обмениваются рукопожатиями, многие улыбаются. До приговора почти год. Главный обвинитель от советского союза Роман Руденко. Его выступления и сейчас изучают будущие юристы. Именно он привез в Нюрнберг пленного фельдмаршала Паулюса, устроив по сути очную ставку с обвиняемыми. И разрушив линию защиты. И только в семье прокурора знали, что за вкрадчивой расчетливостью скрывалась невероятная внутренняя борьба.

Сергей Руденко, дипломат, сын Романа Руденко: «Он считал их всех закоренелыми фашистскими преступниками, к которым не должно быть сострадания. Ему тяжело было держать эмоции в руках. Он должен был вести допрос по существу».

Тяжесть их преступлений невозможно было измерить ни одним уголовным кодексом. Чтобы процесс не затянулся на годы, обвинение сосредоточилось на доказательстве того, что подсудимые участники заговора, глобального и зловещего.  И все равно через суд прошло невероятное количество документов, тысячи томов. И впервые в судебном разбирательстве использовали кадры документальной съемки. Пришлось сдвигать судейскую кафедру, чтобы повесить экран.

Демонстрация документальных кадров стала поворотным моментом Нюрнберга. В зале заметили, что в этот момент кто-то из подсудимых отвернулся, кто то всплакнул. Хотя все это они видели наяву. Глядя на мучителей о своих  страданиях суду рассказывают выжившие в лагерях смерти. Здесь впервые прозвучало определение геноцида. А советское обвинение представило доказательства бесчеловечных экспериментов.

"Справедливая виселица исполнила волю народов", - объявили после того как во дворе тюрьмы Нюрнберга привели в исполнение смертный приговор. Советская сторона настаивала на высшей мере для всех подсудимых. Но пятеро отправились за решетку, троих так и вовсе оправдали. Не говоря уже о бесчисленных нацистах, которые оказались за рамками судебных разбирательств.

Дирк Польманн, режиссер: «Лучшим примером того, как американцы использовали бывших фашистов в борьбе против коммунизма, был Клаус Барби, так называемый «палач Лиона». Ужаснейший садист и преступник, который любил ломать черепа людям печатными машинками, насиловал женщин перед их родственниками и кидал людей на растерзание собакам. Этот человек избежал наказания просто потому, что имел ценные знания о коммунистическом движении во Франции. Нужно вспомнить, что после войны США, под прикрытием операции «Скрепка», вывозили всех полезных ученых из Германии, в том числе, чтобы они не попали в руки коммунистам».

Но вслед за Нюрнбергом было дело нацистских врачей, промышленников, юристов. Благодаря Суду народов и сейчас идут процессы над уже престарелыми пособниками гитлеровского режима, которым  до сих пор удавалось скрываться. Ведь именно в зале номер 600 постановили, что преступления фашизма не имеют срока давности.

Читайте нас в Дзен