В Махачкале собрались учителя русского языка и литературы со всей страны
31.10.2015, 10:07
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Дагестане десант экспертов в течение нескольких дней будет решать, как сделать русский по настоящему «родным» для современных школьников.
Наш корреспондент Мурад Магомедов о правилах и исключениях.
Правила русского языка юным джигитам и горянкам даются тяжело. Как бы учителя не настаивали, дети в высокогорном ауле, мыслят и разговаривают почти всегда на своем родном языке, и на переменах, и даже на уроке.
Тамила Асильдерова, учитель русского языка и литературы: «Конечно, и на уроках трудно. К примеру, объясняешь тему написание одной или двух «н» в причастиях. Я им объясняю "посаженый отец" одна буква «н», но дети не знают, что такое посаженый отец, вот и приходится прибегать к родному языку".
В Дагестан приехали ведущие педагоги России, чтобы обсудить актуальные вопросы преподавания русского языка и поделиться опытом. Всего более восьмисот делегатов.
Людмила Вербицкая, президент Российской академии образования: «Очень важно, чтобы наряду с огромным количеством национальных языков, а их у нас 277, русский язык, как язык государственный, занимал достойное место в системе образования в любом регионе нашей страны».
Недавно принята обновленная концепция преподавания русского языка и литературы. Эксперты предлагают уровнять количество часов и объем учебного материала. Дополнить школьную программу произведениями современной литературы, естественно, без ущерба для изучения классики. Впоследствии, возможно, будут разработаны и варианты единых учебников.
Марина Верналис, учитель, кандидат педагогических наук: "Обсуждать проблемы языка, состояние языка нужно обязательно. Главное сохранить чистоту языка и суметь так передать детям русский язык, чтобы им хотелось говорить именно на русском языке".
Педагоги не первый год бьют тревогу, в стране кризис чтения. Евгения Онегина, Войну и мир, и даже Капитанскую дочку ученики в основном если и читали, то в усечённом 10-страничном варианте.
Тамила Асильдерова, учительница русского языка и литературы: "Я даю читать книгу, и потом задаю наводящие вопросы, чаще всего оказывается что многие прочли краткое содержание из интернета".
Единый госэкзамен, конечно подстегнул двоечников и троечников уделять больше времени обязательным предметам - русскому языку и математике. Эксперты считают, приобщить детей к чтению может только школа.
Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея г. Москва: "Мы констатируем только, что для адекватного и полного освоения текстов нужны дополнительные усилия учителей, те которые раньше может быть применять и не нужно было".
Не менее остро стоит проблема кадров. Быть учителем мало кто хочет. Многих выпускников школ не радует перспектива тратить своё свободное время на проверки тетрадей и составление поурочных планов. К тому же учительская зарплата в некоторых регионах оставляет желать лучшего. К слову, у дагестанских педагогов она самая низкая по России, в среднем 12 000 рублей.
Всероссийский форум учителей-словесников продлится три дня. Помимо обсуждения проблем педагогики, предусмотрено проведение мастер-классов. Опытные филологи, в том числе призеры конкурса Учитель Года, расскажут и покажут, как сделать учебу в школе увлекательной.