Главному конструктору легендарных самолётов Генриху Новожилову исполнилось 90
27.10.2015, 10:17
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Сегодня большой юбилей отмечает человек-легенда, именно так называют конструктора легендарных ИЛов - самолётов-рекордсменов, на которых сейчас летают первые лица государств. Генрих Новожилов отмечает 90 лет - как и его детище, в строю и при полном параде.
Наш корреспондент Константин Крылов узнал секрет долголетия и работоспособности:
В огромном сборочном цехе вновь кипит работа. В этом году авиастроительный завод в Ульяновске впервые с советских времен выпустил новый самолет Ил-76МД90. До этого здесь занимались лишь модернизацией и продлением ресурса изготовленных еще в СССР машин. Планы – грандиозные. Министерство обороны уже заказало 40 самолетов. Обновленные, с современной авионикой, в основе они - все те же «Илы Новожилова», совершенные и надежные, какими и задумывал их автор.
Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области: «Генрих Васильевич Новожилов, человек-легенда, человек которым гордится не только наша страна, не только постсоветское пространство, но и, наверное, весь мир, потому что это благодаря его таланту, его личным способностям у нас сегодня появился такой самолет».
Войдя в кабинет, он сначала здоровается с многочисленными журналистами - вон их сколько, пришли поздравить его с юбилеем - а затем долго словно не решается сесть в кресло, в котором привык видеть своего шефа и наставника Сергея Ильюшина. Сегодня конструкторское бюро, куда, будто не замечая своих 90, приходит на работу Генрих Васильевич, носят это имя «Ильюшин». Как и сотни самолетов, летающих по всему миру - Ил 76, Ил 96, Ил 114. Но своим появлением все эти модели обязаны уже самому Генриху Новожилову – авиаконструктору не менее выдающемуся, как в один голос говорят его нынешние коллеги и соратники.
Сергей Вельможкин, генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина»: «Хотя он немного обижается, что генеральный должен меня вызывать, но обычно я к нему хожу советоваться».
От студента-практиканта до генерального конструктора. Генрих Новожилов пришел на производство в 1949 году. Через пятнадцать лет, за которые авиация совершила гигантский скачок от «поршневых керосинок» к реактивным истребителям, стал заместителем Ильюшина. В 1970, когда Сергей Владимирович ушёл на пенсию, дела передал именно Новожилову – которого хорошо знал и в котором был уверен на все 100. И Новожилов не подвел – созданный под его руководством Ил-76 установил 8 мировых рекордов. Пассажирский Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжным лайнером – нашим ответом боингу и эйрбасу.
Вот этот Ил-62, к созданию которого на заре своей карьеры приложил руку молодой конструктор Генрих Новожилов, не так давно установили на въезде в аэропорт Шереметьево в качестве памятника. Время пришло – лайнер проектировали больше 50 лет назад! Но ресурс этих у машин такой, что больше десятка самолетов продолжают и сейчас использоваться не только в России, но и за рубежом, в том числе и первыми лицами государства.
На Ил-62 летали советские лидеры, а потом Борис Ельцин. Первый президент России и поручил самолетостроителям создать новый борт номер 1. За основу взяли самый совершенный проект ОКБ и лично Новожилова – Ил-96, магистральный лайнер, производство которого едва не было похоронено в зародыше развалом Союза.
Генрих Новожилов, академик РАН, дважды Герой социалистического труда, главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»: «Когда мы могли и умели нам не давали денег, а сейчас дают деньги, а делать некому, но самолет в серийном производстве и пассажирский самолет на 400 мест мы можем сделать».
Пока новые 96-е производятся только для СЛО «Россия», который перевозит главу страны. Представительный и высокотехнологичный, этот самолет обеспечивает 100-процентный функционал для пассажира номер один на борту. И конечно же, поддерживает престиж России в официальных зарубежных поездках.
Кажется, он такой же, как его самолеты – с запасом прочности на долгие годы и феноменальной способностью работать на износ, говорят о Новожилове коллеги. Отвечая на вопрос, в чем секрет его долголетия, он говорит: благодарен богу, спорту (с юности Генрих Васильевич увлекается теннисом) и двум женщинам в своей жизни – маме и супруге Людмиле, которая безоговорочно и без тени ревности сумела принять его главную страсть.
Генрих Новожилов, академик РАН, дважды Герой социалистического труда, главный советник генерального директора ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина»: «Авиация это такая область науки и техники, которая, невзирая на все трудности, которые она сегодня переживает, заслуживает того, чтобы – кстати, авиация женского рода – чтобы ей посвятить жизнь».