К чему пришли в Вене главы дипведомств России, США, Саудовской Аравии и Турции
23.10.2015, 18:30
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В австрийской столице сегодня весь день идут переговоры, от которых зависит решение сирийского и, в целом, ближневосточного кризиса. Россию представляет глава МИД Сергей Лавров. Он полтора часа общался с американским коллегой Джоном Керри.
Только что закончилась его встреча с руководителями дипведомств США, Турции и Саудовской Аравии. Результат один - все стороны согласны бороться с террористами ИГИЛ сообща, но камнем преткновения остается персона президента Сирии - Башара Асада. Наш корреспондент Екатерина Иванова следит за сообщениями из Вены.
Это уже третье рукопожатие по счету. Специально для прессы. Без камер было еще два. «Впереди предстоит непростая работа» – расшифровала язык жестов официальный представитель нашего МИД. И в самом деле, за закрытыми дверями с глазу на глаз Лавров и Керри проговорили полтора часа. Это первая встреча с начала операции российских военных в Сирии. Сергей Лавров дал ясно понять – пора, наконец, садиться за стол переговоров.
Подробности переговоров с госсекретарем США пока не сообщаются. Видимо, дались они нелегко. Что вполне логично. Вашингтон объявил Асада личным врагом.
Басам Абу Абдалла, политолог (Дамаск): «Сирийский президент избран своим народом, а не назначен Соединенными Штатами, Францией, Турцией, Саудовской Аравией или Катаром. В Сирии сейчас разворачиваются процессы стратегической важности, и Россия будет играть важную роль в поисках и реализации политического решения для текущего кризиса. Как гражданин Сирии, я считаю, что все действия Российской Федерации служат именно этой цели».
Благодаря вмешательству Москвы войска официального Дамаска перешли в наступление. Боевики бросились в бега. И тут, казалось бы, самое время объединить усилия. Россия, Европа, Америка, страны Ближнего Востока могли бы выступить против террористов единым фронтом.
Сергей Лавров, министр иностранных дел: «Одновременно с политическим процессом мы убеждены в необходимости резко нарастить усилия в борьбе с ИГИЛ и прочими террористическими группами в Сирии».
Один союзник у России уже есть. В ходе переговоров с главой МИД Иордании было решено действовать сообща. Особый акцент сделан именно на военное сотрудничество.
Сергей Лавров, министр иностранных дел: «В качестве вклада в решение этой задачи по договоренности между королем и президентом России Владимиром Путиным, военные двух стран, военные России и Иордании договорились координировать свои действия. В том числе координировать действия ВВС над территорией Сирии».
Насер Джода, глава МИД Иордании: «Конечно, на первом плане сейчас борьба с терроризмом и экстремизмом. И как неоднократно заявлял его величество Абдулла Второй это наша задача сражаться с мусульманскими экстремистами, которые появляются в под разными масками и в разных формах, прикрываясь нашей уважаемой религией, исламом, и портят ее имидж, их необходимо победить. Это необходимо сделать как в военном плане, так и на идеологическом фронте».
Затем в плотном графике Сергея Лаврова стояла встреча в расширенном формате. Главы МИД США, Саудовской Аравии и Турции. Не дожидаясь представителя Москвы, дипломаты дружно позировали для фото. Госсекретарь США в центре. Что-то увлеченно рассказывает своему коллеге и ближайшему соратнику. С появлением Сергея Лаврова становится уже не до шуток. «Четверка» должна попытаться сформировать новую коалицию по Сирии. В интересах общего дела позабыв о разногласиях.
Доминик Ливен, профессор Кембриджского университета: «В фундаментальном плане у нас общие интересы. Мы боимся одних и тех же угроз. Расхождения присутствуют в тактических моментах и, до определенной степени, в вопросе ценностей. Мне крайне не симпатичен режим Асада в Сирии. Но в политике приходится выбирать наименьшее из зол. ИГИЛ представляет более серьезную угрозу как для этого конкретного региона, так и для всего мира. Для любого приемлемого решения по Сирии необходимо сотрудничество между Россией, Европой, Америкой».
В Москве надеются, что переговоры в Вене станут шагом к созданию широкой коалиции по Сирии, К которой смогут примкнуть и другие страны. Например, Иран. Скучающие журналисты, все встречи были закрытыми, тем временем выяснили – именно в гостинце «Империал» когда-то встречались Хрущёв и Кеннеди. Пытались найти пути урегулирования Берлинского кризиса. Но так и не договорились. Остается надеяться, что сегодня прийти к компромиссу все-таки удастся.