Первый цирк Москвы отмечает юбилей - 135 лет
20.10.2015, 10:26
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
На Цветном бульваре в честь этого события большая премьера, её готовят знаменитые итальянские и российские артисты. Такое объединение двух стране на цирковой арене - это дань памяти основателю цирка Альберту Саламонскому, итальянцу по происхождению.
Именно благодаря его стараниям 20 октября 1880 года прошло первое представление в цирке, который позже будет носить имя русского артиста Юрия Никулина. О легендах манежа и его новых звездах расскажет наш корреспондент Антон Кирилов.
Шум, суета и вавилонское столпотворение. В цирке на Цветном бульваре готовят новую, юбилейную, программу. В этом году исполняется 135 лет со дня его основания, но идея «грандиозного спектакля» намного шире. Труппа собирается отметить двухсотлетие всего российского цирка. А поскольку первые цирковые труппы пришли в Россию из Италии, на арене говорят сразу на трех языках одновременно – русском, итальянском и английском.
Антонио Джиарола, режиссер постановки: «На многих фестивалях мы встречались и работали с российскими артистами, у меня много друзей среди них, но в России я впервые. Это огромное удовольствие и гордость работать здесь с профессионалами такого уровня, для меня это самый большой храм цирка во всем мире».
Максим Никулин, директор цирка Юрия Никулина: «Мы вернулись к карнавалу, к комедии масок, для того чтобы показать истоки, откуда появился в России цирк. А так он меняется, он и будет меняться».
Первые арены в России появились в начале 19 века. После войны 1812 года в моде герои-победители - гусары и казаки, конные разъезды стали традиционным зрелищем, в которое потом удачно вписались итальянские эквилибристы, русские скоморохи и цыгане с медведями.
В советское время цирк на Цветном бульваре – рупор пропаганды. И как раз в этот период окончательно формируется национальный русский цирк. Во время Великой Отечественной войны его реквизит приравнен к военным грузам, а животные специальным распоряжением Сталина получают паек мирного времени.
Максим Никулин, директор цирка Юрия Никулина: «Мы доказывали преимущество социалистической системы перед всеми остальными. Было три основных кита, это Большой театр, спорт и цирк. Это наша визитная карточка была Советского Союза».
Клоун Карандаш срывал пятиминутные овации, только выйдя на сцену, в честь Олега Попова после гастролей по Европе устроила банкет королева Елизавета, но главной звездой цирка на Цветном бульваре стал, конечно, Юрий Никулин, актер и клоун, имя которого цирк носит с 1996 года.
Вячеслав Шатин, сотрудник цирка Юрия Никулина: «По концам манежа стояли лавиторы на таких мачтах, 4 метра. И он вот стоит и бросает другому. А я летал, они меня бросали. У нас было 3 сальто мортале. Это уже считай высший класс, а сейчас делают 6 сальто мортале на сход. Растет, конечно, все, и по трюковой части».
Современный цирк это настоящее театральное представление, а не традиционный набор трюков. Впрочем, клоунов, эквилибристов и животных на арене никто не отменял. В новой программе, например, примет участие единственный в мире дрессированный носорог.
Сергей Нестеров, заслуженный артист России: «Года полтора происходило приручение, но мы до сих пор его приручаем. Сейчас он стал еще более лояльный ко всем. Лояльное животное, которое проявляет любовь. Мы его любим, а он нас».
Максим Никулин, директор цирка Юрия Никулина: «Людям хочется чего-то раннего, прежнего, из детства. И мы должны им это все показать, должны обеспечить, должны вернуть в то состояние, в котором они себя нашли много лет назад. И их детей, естественно, и детей их детей. И так будет продолжаться, поэтому я с достаточной долей оптимизма могу утверждать, что цирк, это нечто вечное».