Бывшие узники Гуантанамо вызовут в суд своих истязателей

, 10:15

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Иск подан от имени заключённых, которых подвергли нечеловеческим мучениям, так и не предъявив реальных обвинений. Теперь они требуют компенсации от психологов, разработавших программу пыток для ЦРУ, которая, к слову, не помогла добыть никакой ценной информации.

Наш корреспондент Нина Вишнёва о пытках и праве на компенсацию.

На тюремной стене Гуантанамо правила поведения. В том числе на русском. Одно время здесь было около 20 русскоговорящих задержанных. Именно «задержанных». Так называет этих людей администрация тюрьмы. Теперь «наших» нет. Контингент вообще поубавился: из 750 заключенных осталось 114.

Критси Ликок, представитель администрации тюрьмы: «Прежде всего, это не тюрьма, а центр предварительного задержания. Мы проверяем тех, кого поймали на поле боя».

Проверка затянулась на годы. Избиения, воздействие экстремальными температурами, лишение сна и медицинской помощи, многочасовые допросы в коротких кандалах с прикованными к полу запястьями и лодыжками, т.н. Waterboarding, когда заключенного периодически погружают с головой под воду – все это лишь малая толика в перечне методов борьбы с терроризмом. Не только на территории Гуантанамо, но и в других тюрьмах ЦРУ.

Новаторами столь «прогрессивной» системы дознания считаются Джеймс Митчелл и Джон Эссен. Американские военные психологи. Теперь уже, правда, бывшие.

Дрор Ладин, адвокат Американского Союза Гражданских Свобод: «Они лично принимали участие в проведении пыток и курировали реализацию программы ЦРУ».

Американский Союз Гражданских Свобод обратился в суд от имени трех бывших заключенных ЦРУ. В обвинении говорится о пытках, экспериментах над людьми и военных преступлениях. Истцы Сулейман Абдулла Салим, Мохаммед Ахмед бен Сауд и Гюль Рахман были похищены и удерживались в тюрьмах ЦРУ в Афганистане, при этом ни одного из них никогда не обвиняли в совершении преступлений. Бен Сауд и Салим вернулись к своим семьям, Рахман умер в заключении в 2002 году.

Дрор Ладин, адвокат Американского Союза Гражданских Свобод: «Никто не понес никакой ответственности. Никто не принес нашим подзащитным извинений. Никто не выплатил компенсаций. Семья Рахмана даже не смогла добиться выдачи его тела. Доклад сенатской комиссии, который был опубликован в конце прошлого года, о роли Митчелла и Эссена в применении пыток к заключенным, наконец, дает надежду моим клиентам на справедливое решение».

Тайные тюрьмы в Тайланде, застенки Абу-Грейба, Гуантанамо – места «боевой славы» ЦРУ. В опубликованном еще в конце прошлого года докладе сенатского комитета по разведке фамилии Митчелла и Эссен не фигурируют, однако позднее выяснилось, что именно они убедили ЦРУ принять их систему дознания в качестве официальной. Эксперты Союза Гражданских Свобод утверждают, что во время допросов умерли не меньше 105 заключенных. В Гуантанамо из-за пыток несколько человек повесились на скрученных из простыней жгутах.

Свое первое обещание в качестве президента США, в течение года базу на Гуантанамо ликвидировать, Барак Обама так и не сдержал. Собственно, этот пункт был приоритетным в двух его предвыборных программах. Некоторых заключенных еще могут отправить в другие страны. Но большую часть придется распределять на территории США. При этом, действующее законодательство этого не допускает. То есть, так называемая «война с террором» привела к тому, что Конгрессу придется переписывать собственные законы.

Между тем, сами военные в открытую говорят, что серьезных террористов, представляющих угрозу Америке, здесь давно нет.

Эштон Картер, министр обороны США: «Пока тюрьма открыта, она будет инструментом пропаганды для джихадистов. Кроме того, налогоплательщики платят слишком высокую цену. Гуантанамо – не то, что мы должны оставить в наследство следующему президенту».

Министр обороны США сообщил о начале работ для строительства двух военных объектов в Канзасе, ни в Южной Каролине, куда, возможно, будут переведены заключенные с базы Гуантанамо. Однако узников, похоже, нигде не ждут.

Никки Хейли, губернатор штата Южная Каролина: «Это не тот тип нарушителей, которые грабят магазины. Это террористы такие же, как Халид Шейх Мохаммед. Мы не позволим, чтобы они оказались здесь».

Юридически, применение пыток во время допросов в США было запрещено только в июне этого года. За свою т.н. «работу» психологи  Митчелл и Эссен получили от ЦРУ около 80 миллионов долл. И еще проценты при закрытии программы. Для сравнения, Союз Гражданских Свобод надеется получить для своих подзащитных хотя бы по 75 000 долларов компенсации за физический и моральный ущерб.

Читайте нас в Дзен