Как США обогащаются за счет европейских банков
22.09.2015, 18:45
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Американское правосудие продолжает исправно пополнять бюджет своей страны за счёт крупнейших европейских банков. Их просто уличают в финансовых связях со странами, попавшими под санкции США.
За операции с Суданом и Ираном, например, уже собрано порядка 14 миллиардов долларов штрафов. И, по данным французской прессы, число должников только растёт. Почему ведущие банки Европы не спорят с США, а исправно платят, разбирался наш корреспондент Вадим Хуланхов:
Французскому банку «Креди Агриколь», который так красиво рекламировал Жерар Депардье, в ближайшее время могут подпортить репутацию. Министерство юстиции США в очередной раз взялось за европейскую банковскую систему и намерено оштрафовать банк, входящий в одну из крупнейший экономических структур Европы.
Александр Ходачек, президент санкт-петербургского филиала НИУ ВШЭ: «Минюст вместе с правоохранительными органами США действует в рамках глобальной экономики. Потому что 60% валютных резервов в мире – в долларах. 40% операций международных финансовых – тоже в долларах».
То есть, формально, штрафуя очередной банк, США защищают - в лучших своих традициях - весь мир. Претензии к французским банкирам тоже вполне серьезные – нарушение санкционного режима введенного в отношении Ирана и Судана. Вроде бы все правильно. Вот только миллиард долларов, который может потерять «Креди Агриколь» для самого банка деньги небольшие. Да и Федеральной резервной системе США этот миллиард не особо-то нужен. Так что тут – просто дело принципа. Очередной окрик хозяина.
Дмитрий Абзалов, политолог: «Банки Франции и Германии – пытались выстраивать собственную политику, как с Китаем, например, так и со странами Ближнего Востока, так и со странами СНГ. Это не особо нравилось американским регуляторам. Этим и обусловлено такое серьезное давление на французских партнеров».
Еще в августе руководство французского банка зарезервировало 1,6 миллиарда евро. На всякий случай. То есть, по сути, продемонстрировало свою готовность откупиться от претензий США. И их можно понять – коллеги из банка «БНП-Париба» в прошлом году пытались протестовать, а в итоге потеряли 9 миллиардов.
Алексей Мартынов, директор международного института новейших государств: «Финансовая система это часть суверенитета. То есть, соответственно, если французский банк, являясь банком суверенной Франции считает возможным те или иные финансовые операции, это не значит, что он должен отчитываться перед американскими финансовыми властями».
Механизм штрафов американским Минюстом отработан прекрасно. По разным веским причинам – от отмывания денег до финансирования террористов под угрозой закрытия за несколько лет оказывались десятки европейских банков. И каждый раз находились доказательства вины банкиров.
Александр Ходачек, президент санкт-петербургского филиала НИУ ВШЭ: «Экономика США носит глобальный характер и соответствующие меры, которые предпринимают и ФРС, и Минюст, и финмониторинг, в котором сегодня участвуют практически все страны, Интерпол, они дают такую информацию и банки, так или иначе, попадают под действие законодательства США».
И, соответственно, бороться за соблюдение своих законов Штаты готовы хоть в Антарктиде. Но законность получается несколько странной и избирательной – под ударом все чаще оказываются банки, так или иначе пытающиеся расширять свой финансовый кругозор.
Дмитрий Абзалов, политолог: «Еще года три назад система была монопольной, но сейчас создаются «очаги сопротивления» и очень важно по ним работать. Это, прежде всего, европейская зона, зона юаня и зона рубля. Собственно говоря, последние действия, как в отношение фондового рынка Китая, так и в отношение банковской системы Франции свидетельствуют о том, что удары наносятся по основным игрокам в этих ключевых зонах, где будет создаваться новая система».
За последние шесть лет 12 международных банков выплатили штрафов на сумму 14 миллиардов долларов. Но Казначейство, Минюст и Федеральная резервная система останавливаться на достигнутом не собираются. Ведь много еще в Европе финансовых гигантов, способных вести самостоятельную политику и решать с кем им удобнее иметь дело. Таких, как итальянский «Юникредит», французских «Сосьете Женераль» или немецкий «Дойче-банк». То есть работы предстоит много.
Алексей Мартынов, директор международного института новейших государств: «Это желание быть мировым жандармом – во всех сферах – финансовой, политической, военной, гуманитарной – приводит к тому, что США: а) все больше и больше ненавидят, б) отторгают как главного или ведущего партнера».
В мировой финансовой системе США пока монополисты. Это факт. Доллар, хоть и сомнительного достоинства валюта, но именно в ней проходит большинство расчетов. Что вполне позволяет Штатам управлять мировой экономикой и уничтожать конкурентов, пока еще способных играть по собственным правилам.