В Звенигороде обнаружены древние фрески. Возможно, Андрея Рублева
08.09.2015, 10:18
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Звенигороде при реставрации храма обнаружили древние фрески - эпохи Андрея Рублева и возможно - авторства именно Андрея Рублева. Искусствоведы не спешат делать громкие заявления, пока они изучают стену Успенского собора XV века, с которой они просто снимали штукатурку.
Впрочем, Звенигород - место особенное, и сенсация может ждать историков на каждом углу и на каждой стене. Наш корреспондент Ксения Некрасова тоже изучила древние фрески:
Ирина Наслузова художник-реставратор: «Нужно работать аккуратно, чтобы не затронуть авторскую живопись».
Боясь повредить узор, с ювелирной точностью и при помощи медицинского скальпеля реставраторы очищают каждый новый слой штукатурки. Миллиметр за миллиметром, 600-ление росписи словно проявляются на сводах храма.
Илья Серёгин, художник-реставратор: «На фрагменте остатки нимба видны. И в медальоне крылья от херувима».
Увидев лишь первые фрагменты рисунка, специалисты не сразу поверили своему открытию – монументальная живопись принадлежит кисти Андрея Рублева. На подлинность изображения указывал не только стиль великого мастера, но и дата возникновения собора - то самое время, когда творил древнерусский художник.
Построенный в конце XIV века, долгое время Успенский собор считался малоизученным культурным объектом. Первое подтверждение того, что роспись в храме принадлежит руке Андрея Рублева, открылось в 1960-х. Сняв слой штукатурки, между окон у самого купола специалисты обнаружили эти древние фрески, исчезнувшие со стен собора несколько веков назад.
Они-то и стали для реставраторов отправной точкой поиска. На протяжении двух столетий древнюю роспись скрывала кирпичная кладка. В 19 веке храму требовалось укрепление, и старинную фреску заложили массивными арками. Впрочем, по словам реставраторов, во многом именно кирпич сохранил фрагменты практически неизвестного раннемосковского зодчества. Для современных искусствоведов это уникальный материал.
Илья Серегин, художник-реставратор: «В данном месте можно сказать точно, какая иконография, какая роспись системы. Зацепиться можно за нимб, медальон, размер фигуры, сразу видно, по каким сегментам кто был расписан».
Эта находка стала настоящей сенсацией для архитекторов всего мира. Подлинных росписей мастера, практически не осталось. Большая часть работ за эти 6 столетий была безвозвратно утрачена. Сохранились лишь фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица».
Дмитрий Седов, заместитель директора Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея: «Собор сохранил в своем интерьере наибольшее число по площади первоначальных фресок, в отличие от Троицкого собора, монастыря, Спасского. Ценность наиболее велика».
За несколько месяцев работы, это не первое открытие реставраторов. После разбора завалов на чердаке собора специалисты обнаружили отлично сохранившиеся декоративные элементы храма. Каменные обломки даже удалось собрать в первозданную конструкцию.
Георгий Евдокимов, архитектор-реставратор: «Это первоначальные детали рубежа 14-15 веков.Установив на свое место подлинные камни, восстановить закомарье».
Реставрация собора, продлится как минимум год. Параллельно архитекторам предстоит закончить работу и над фресками. Для сохранности уникальных росписей в храме создадут специальные музейные условия.