Опасный каршеринг: кто ответит за тех, кто сидит за рулем арендованной машины?

10 янв, 20:00 Чтение

Фото: коллаж Пятого канала

Трое еще не окончивших школу москвичей этой ночью разбились на трассе в арендованной машине. Следователи рассматривали две версии, как подростки, которые, понятно, не имели никакого права садиться за руль — получили доступ к автомобилю. Одна из них — взломали чью-то учетную запись и получили доступ к прокату. Вторая — использовали поддельные документы при получении этой записи.

Как сообщает телеканал РЕН ТВ, дети взяли автомобиль напрокат по чужим документам. Сейчас полицейские устанавливают, по чьим именно. Поездка с ветерком едва не закончилась трагедией. На юге столицы на крутом повороте машину занесло, она въехала в ограждение и перевернулась. 

Видео: Пятый канал

Двоих экстренно госпитализировали в детскую больницу. Жизнь подростков вне опасности. Однако, правоохранителям предстоит выяснить, как вообще 15-летние оказались за рулем. 

Откуда колеса растут

Carshering - буквально означает "делиться автомобилем". На слуху этот термин появился почти два с половиной года назад и означает прокат автомобилей для частных клиентов. В мегаполисах этот рынок ежегодно увеличивается в разы. В столице услуги по аренде предоставляют более десяти компаний, трое из них - крупные игроки. Всего только по московским дорогам, по данным экспертов, передвигаются 10 тысяч "каршеринговых" автомобилей. Расчет стоимости поездки происходит, исходя из километража и времени использования. Средний чек - это четыреста рублей. 

Фото: tassphoto.com

Чтобы сесть и поехать, достаточно иметь доступ к учетной записи. Школьники, скорее всего, "позаимствовали" право на вождение у своих родителей. Ведь компания не может отследить, кто сел за руль. Об этом в интервью Пятому каналу рассказал Олег Мосеев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры". 

Видео: Пятый канал 

Подвеска о двух концах

Арендой автомобилей пользуются, например, в командировках или же, когда нужно что-то перевезти, а габариты собственной машины не позволяют. Каршеринг значительно дешевле такси. Выгода налицо до тех пор, пока автомобиль не попал в аварию. Здесь, что называется, с водителя сдерут три шкуры. И все законно. Просто, как и всегда, нужно было внимательно читать договор. Многие автомобили застрахованы лишь по ОСАГО. И в документе по пунктам расписано, за что платит клиент. Например, в одной из компаний, самое дешевое в прейскуранте - отправка угроз и бранных смс в адрес компании, - по 500 рублей за каждое сообщение. А вот парковка на газоне обойдется уже в сто тысяч. Но подводные камни вовсе не в этом. Внизу договора, как правило, стоит звездочка: уплата штрафа не освобождает клиента от возмещения убытков. То есть за "проступки" придется заплатить не только ГИБДД, но и компании. 

Фото: Пятый канал

Клиенту столичной компании "Делимобиль" Александру Семенову после ДТП выставили счет на 588 тысяч рублей, хотя такой новый автомобиль целиком стоит на всего 50 тысяч меньше. Владелец посчитал и восстановительные работы, и штраф за простой авто, и расходы на экспертизу, и неустойку, и даже почтовые отправления для суда. О курьезном случае, произошедшем в 2016 году, рассказывал адвокат Семенова Андрей Подшивалов. 

 

Фото: Facebook

Но и штрафы уходят на второй план, когда речь идет о человеческой жизни. В октябре 2016 года водитель арендованного автомобиля влетел в остановку в Москве. Погибли трое, среди них 12-летняя школьница. Антон Усков, в отношении которого возбудили уголовное дело утверждал, что его якобы подрезала другая машина. Но камеры видеонаблюдения показали: он выскочил на красный свет. Это подтвердили и датчики, которыми буквально нашпигована арендованная машина: Усков гнал со скоростью 80 километров в час.  

Видео: Пятый канал

Кто виноват и что делать? 

Участники вчерашнего столичного ДТП. 15-летний Максун Р. и 17-летний Кайрат А. до сих пор находятся в детской травматологии. По счастливой случайности столичные подростки не убились сами и не отправили других участников движения на тот свет.  

Видео: Пятый канал

Пока правоохранители и медики работают с подростками, родители, скорее всего, пытаются решить вопрос с каршерингом. Ведь крайними окажутся либо они, как проворонившие пароли и доступы, либо арендаторы, не проконтролировавшие, кто сел за руль. Точку, похоже, поставит суд. Екатерина Макарова, совладелица каршерингового сервиса, уверена, что в прямом и переносном смысле влетели именно семьи подростков. И по-крупному. Ребята могут получить условные сроки, с которыми потом будет сложно поступить в ВУЗы, а родители потеряют сотни тысяч рублей. 

Видео: Пятый канал

Макарова подчеркнула, что компании стараются максимально  обезопасить бизнес и дороги от лже-водителей. Тем не мненее, каждый месяц за руль каршеринговых автомобилей в столице садятся около десяти людей без права на управление. Но это, по мнению, эксперта, среди полумиллиона зарегистрированных пользователей - капля в море. Компании постоянно проводят, так называемый, скроллинг своих автомобилей. Если зафиксирована подозрительная активность, например, слишком часто открывается капот, оператор делает звонок водителю. Если подозрения усилились, - машину объявляют в угон, и тогда за ней уже выходит группа перехвата полиции. Есть и дистанционные методы контроля. Подозрительные автомобили "глушат" - уводят на маленькой скорости с дороги, например, в лесополосу. Макарова уверена, что каршеринг в России намного безопаснее, чем в Европе. 

Фото: tassphoto.com 

"У зарубежных компаний нет скроллинга серьезного. Службы безопасности так не работают, как у нас. Не налажено сотрудничество с правоохранительными органами. Нет черных списков. У них все на самотек пущено", - уверяет эксперт. 

Противоположенную точку зрения в интервью Пятому каналу высказал Вячеслав Лысаков, депутат VII созыва Госдумы. По его мнению, за "дырявое приложение", которое может взломать и подросток, - должны отвечать его владельцы, т.е. каршеринговые компании. Машина, оказавшаяся под управлением невменяемого, пьяного человека или безграмотного ребенка, уверен депутат, такой же источник опасности, как оружие. И потому родителям стоит подать в суд и потребовать от компании, как минимум, возмещения морального вреда, так как очевидно, что система не отработана и не защищена.

Видео: Пятый канал

Следствие разберется

Ежедневно на российских  дорогах гибнут примерно 40 человек. Такие данные приводит автоэксперт Игорь Моржаретто. Аналитик уверен, что ужесточение правил просто загубит бизнес. Ситуацию может спасти лишь безусловное выполнение уже существующих правил. Также Моржаретто напомнил, что практика проката автомобилей была и в Советском Союзе. Правда, просуществовала недолго. Но причина была вовсе не в авариях, а в предприимчивости простых рабочих граждан. 

Видео: Пятый канал

Дмитрий Андреев, директор общественной организации «Угона.нет» рассказал Пятому каналу, что с технической точки зрения взлома не было, так как для этого понадобилось бы дорогостоящее устройство. Так что скорее всего подростки пошли на мелкое мошенничество, - использовали чужой телефон.

 

Видео: Пятый канал 

Так кто же заплатит за разбитую столичными подростками машину и ответит за то, что они пострадали? Эксперты сходятся во мнении, каршеринговые системы можно взломать точно также, как и противоугонные. Но это не должно поставить крест на удобной и востребованной схеме аренды авто. Пешеходам и другим участникам движения не лишний раз стоит вспомнить, что любой автомобиль - представляет повышенную опасность. 

 

Ания Батаева

 

 

 


Смотрите также

16 янвЧтение 11 янвЧтение