Тайны Матильды. Светская львица? Расчетливая сердцеедка? Азартная картежница? Или невинная, влюбленная и гениальная прима?

4 295 0
Тайны Матильды. Светская львица? Расчетливая сердцеедка? Азартная картежница? Или невинная, влюбленная и гениальная прима?

Фото: Коллаж: Пятый канал

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

145 лет назад родилась легендарная Матильда Кшесинская. Судьба отмерила ей без малого век жизни. И уложились в этот век: успех, сплетни, мотовство, революция, эмиграция, счастье и горе… А скандалам и слухам вокруг примы-балерины не было числа ни сто лет назад, ни сейчас… Какие тайны хранит биография Матильды? Что на самом деле связывало её с царским домом Романовых? И ответы на какие вопросы хранятся в её дневнике?

«Я боюсь себя!»

«Маля», как звали её близкие, не была ангелом – она и сама в собственных дневниках признавалась, что не может совладать со своими «аппетитами».

«Я верно сказала, что с каждым разом я буду хотеть большего, я боюсь себя!» – исповедовалась бумаге Матильда.

Фото: Wikimedia Commons

Тем не менее, сильнейшие страсти и жадность до жизни на её высоком искусстве не сказывались – а если и сказывались, то лишь положительно. Пока Кшесинская-влюблённая страдала, Кшесинская-балерина блистала перед публикой.

Первые 32 фуэте в России

Балетная школа России XIX века, будучи знаменитой во всём мире, сильно отличалась от других европейских школ технически. Характерными особенностями русского балеты была выраженная мягкая пластика поз, а также так называемые «мягкие руки». Но вот чего не доставало российскому балету того времени, так это высокой техники ног – тех самых бесконечных фуэте, безумных кружений, которые так впечатляют зрителей в Мариинском театре сегодня.

Фото: mariinskykirov.com

«Техничными ногами» славились итальянки. Именно итальянские балерины впервые стали исполнять фуэте – виртуозные стремительные повороты на одной ноге. С развитием балетной техники максимальное количество фуэте увеличивалось, пока не дошло до канонических 32.

Впервые в России 14 фуэте подряд исполнила в 1887 году на сцене Мариинского театра балерина из Италии Эмма Бессон. Тогда Кшесинской было всего 15 лет – будущая прима училась в Императорском театральном училище и о славе пока только мечтала.

Фото: ClassicalMusicNews.Ru

Позже рекорд Эммы Бессон в 1883 году побила также приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни – она исполнила 32 фуэте. Но первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте на сцене Мариинки, стала именно Матильда Кшесинская.

Тут нужно понимать, что «32 фуэте» итальянки и «32 фуэте» русской балерины – вещи совершенно разные по объёму приложенных для их исполнения усилий. В Императорском училище таким вещам просто не учили. Кшесинская сама выучила «трюк», совершенно немыслимый для российских балерин конца XIX–начала XX века. Большинство её коллег и соперниц не могли повторить этот виртуозный элемент не только технически, но и физически – по воспоминаниям современников, уже после восьмого фуэте у них начинала невыносимо кружиться голова.

Фото: Wikimedia Commons

Позже, после того, как 32 фуэте прочно вошли в арсенал Кшесинской, Мариус Петипа – главный балетмейстер России второй половины XIX века – стал изменять хореографию партий, которые танцевала Матильда, с учётом её особых, выдающихся способностей. Техника «Малютки Мали» серьёзно опережала её время – и с этим соперницы балерины бороться не могли.

Шампанское до утра и  балетная дисциплина

Но на один лишь природный талант делать ставку нельзя, и Матильда прекрасно это понимала. Помимо репетиций в Императорском театре, она занималась сама – брала частные уроки, в том числе у разных итальянских преподавателей. Так, одним из её репетиторов был знаменитый итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти. И даже став примой Мариинки, Кшесинская не ослабляла дисциплины.

Фото: Wikimedia Commons

За месяц до спектакля балерина прекращала светскую жизнь, не выезжала в гости и не устраивала приёмов у себя. Ничто не должно было отвлекать великую танцовщицу от репетиций. С утра до вечера Кшесинская тренировалась, часами не покидая балетного зала. Режим также резко менялся: любившая в обычное время пить шампанское до утра, балерина ложилась спать строго в десять часов весь месяц перед спектаклем.

Икра и ананасы для идеальной фигуры

Каждое утро Кшесинская взвешивалась, и, если вес хоть немного «выходил за пределы», она тут же садилась на диету. Правда, современники вспоминали, что любившая роскошь и красивую жизнь балерина и на диете старалась получать удовольствие – так, в её «ограниченный рацион» якобы входили икра и ананасы.

Фото: Wikimedia Commons

Сутки перед спектаклем Матильда проводила в постели, чтобы к вечеру самого важного дня быть в идеальной форме. В полдень она позволяла себе лёгкий завтрак, после чего уже, как правило, не ела ни крошки. В театр она приезжала не меньше, чем за два часа до спектакля – чтобы успеть размяться и наложить грим.

Балетная карьера Кшесинской длилась в России 27 лет – Матильда танцевала до самой революции. Между тем, театральная жизнь обычной балерины крайне редко выходила за пределы 20 лет. Можно было бы подумать, что своим «балетным долголетием» Матильда была обязана связям – но искусство Кшесинской оставалось на высоком уровне до последнего дня.

Звёздная семья Кшесинских

Никак нельзя сбрасывать со счетов и наследственность, а также влияние блистательного отца Матильды на её искусство. «Малютка Маля» родилась в балетной семье. Её отец, поляк Феликс Кшесинский, был солистом Мариинского театра, знаменитым благодаря особенному исполнению мазурки, а также талантливым педагогом.

Фото: Wikimedia Commons

У Матильды было не один, не два – целых пятеро сводных братьев и сестёр. Мать Мали Юлия Доминская родила их в первом браке от танцовщика Леде. Выйдя замуж за Феликса Кшесинского, Доминская родила ещё троих: Юлию, Иосифа и Матильду. Все трое поступили в Императорское театральное училище, а окончив его, танцевали в Мариинке. И, конечно, за искусством своих детей внимательно следил сам Феликс.

Карточные долги Матильды

После революции Кшесинская уехала во Францию – там у неё был собственный особняк на Лазурном берегу. В этом особняке балерина жила вместе с мужем 12 лет – до 1929 года, когда неумеренная страсть Матильды к игре в рулетку и другим азартным играм чересчур отяготила её долгами.

Фото: Google Street View

Но и продав огромный дом с видом на побережье, Кшесинская с супругом князем Андреем не бедствовали. В Париже Матильда открыла собственную балетную школу, ставшую весьма известной и популярной. Между прочим, во Франции, где балетная школа была старейшей в Европе, учебное заведение Кшесинской отличалось благодаря вниманию к пластическим позам и тем самым «русским мягким рукам» – именно этого и не доставало жёсткой и техничной французской балетной школе.

Заслуженный артист РСФСР Иосиф Кшесинский и его страшная смерть

А вот брат Матильды, Иосиф Кшесинский, остался в охваченном революцией Петрограде. За свою несговорчивость и требования, которые он предъявлял дирекции императорских театров, пытаясь хоть как-то улучшить условия труда актёров, Иосиф угодил в опалу и был досрочно отправлен на пенсию. Однако в 1914 году его снова взяли в труппу.

Фото: Wikimedia Commons

Пока Матильда играла в рулетку в Монте-Карло, Иосиф танцевал в Кировском (бывшем Мариинском) театре, преподавал пантомиму, и в 1927 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Свою дочь Кшесинский назвал Целина – к слову, ходили слухи, что девочка на самом деле была незаконнорожденной дочкой Матильды от Николая II.

«Малютка Маля» дожила до 99 лет и скончалась в Париже, в кругу семьи, на руках собственного сына. А вот смерть Иосифа была ужасной – брат Матильды умер от голода в 1942 году в блокадном Ленинграде. Вместе с ним умерла и его третья супруга. Где и как их похоронили – так и осталось неизвестно.

Интрига императора Александра III

Матильда Кшесинская прожила почти 100 лет: родившись в 1872 году под Петербургом, скончалась она в 1971 году в Париже, не дожив до векового юбилея лишь полгода. В этой длинной и насыщенной жизни роман с наследником императорского престола, будущим Николаем II, а для балерины – просто «Ники», занимал всего два года. Ещё два года после первой встречи с «Наследником», как называла его в мемуарах Матильда, она провела в мечтах, надеждах и ожидании. Срок короткий – но его хватило, чтобы эта страсть стала легендой.

Фото: Wikimedia Commons

Считается, что любовь Матильды и Ники была «запретным плодом», и оба влюблённых серьёзно рисковали, встречаясь. Однако изначально всё было совсем наоборот. Как бы странно это ни звучало, но вполне вероятно, что роман хорошенькой юной балерины с цесаревичем был подстроен его отцом, императором Александром III.

Причины тому называют разные. По одной версии, юный Николай на тот момент ещё «ни с кем не жил» (именно так писала в своих дневниках Матильда, и подразумевался отнюдь не совместный быт), и отец решил, что наследнику пора стать мужчиной. По другой версии, Николай в 1889 году влюбился в принцессу Алису Гессенскую – будущую императрицу Александру Фёдоровну, и тут же попросил у отца разрешения на женитьбу. Но Александр желал, чтобы сын отдал предпочтение не очередной немке, а французской принцессе – так было лучше с политической точки зрения. И для того, чтобы отвлечь цесаревича от влюблённости в Алису, было принято решение «подсунуть» ему балерину.

«Прекрасные голубые глаза Наследника»

Юная Маля, как и другие воспитанницы Императорского училища, даже не думала о наследнике престола как о будущем возлюбленном. В 1889 году ей исполнилось 17, а 20 марта 1890 года, вместе с другими девушками из училища, Кшесинская принимала участие в выпускном спектакле – по традиции, на нём присутствовали члены императорской семьи. Перед ужином с императором Матильда даже не пыталась пробиться поближе, но Александр III сам подошёл к ней и заявил:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

Эти слова Матильда запомнила на всю жизнь – и в эмиграции, по её воспоминаниям, ей снился император, произносящий эту фразу.

Фото: Wikimedia Commons

Сам Александр усадил Кшесинскую между собой и Николаем, в шутку заявив: «Не особенно флиртуйте!» Конечно, откровенного флирта быть и не могло. Но через много лет в своих мемуарах Матильда напишет:

«Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон».

 

Фото: guddipoland.deviantart.com

Брак, расстроенный ради шалости

На самом деле, всё это не было случайностью – есть версия, что Александр III прямо спросил у директора училища, какая из его подопечных наиболее подходит на роль временной пассии для Николая. И тот, также не стесняясь, указал на Матильду.

И выбор Кшесинской тоже не был «тычком пальцем в небо». Балерина не просто была «прехорошенькой» – несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой.

Фото: Wikimedia Commons

Тогда «Малютке Мале» было всего 14 лет. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру – если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес.

После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма. Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла – ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала.

«Я рыдала – так у меня болело сердце»

После памятного ужина в училище Матильде пришлось ждать ещё два года. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже – в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу.

Фото: es.pinterest.com

После этого Николай уехал в длительное путешествие через всю Россию – на Дальний Восток, затем в Индию, Китай и Японию. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича.

«Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», – написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике.

«Он боится быть со мной связанным на всю жизнь…»

Роман «Ники и Мали» развивался одновременно стремительно и долго. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой – и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании.

Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер.

Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи. Причина была в том, что Кшесинская – которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность – была невинна. И Николай по-прежнему «ни с кем не жил». Цесаревич не мог решиться лишить невинности юную балерину – ведь он точно знал, что не сможет после этого на ней жениться.

«Летом он сам неоднократно в письмах и в разговоре напоминал насчёт более близкого знакомства, а теперь вдруг говорил совершенно обратное, что не может быть у меня первым, что это будет его мучить всю жизнь, что если бы я уже была не невинна, тогда бы он не задумываясь со мной сошелся, и много другого говорил он в этот раз», – писала в дневнике 8 января 1993 года Кшесинская. – «Но каково мне было это слушать, тем более, что я не дура и понимала, что Ники говорил не совсем чистосердечно. Он не может быть первым! Смешно! Разве человек, который действительно любит страстно, станет так говорить? Конечно, нет. Он боится просто быть тогда связанным со мной на всю жизнь, раз он первый будет у меня».

Супруга великого князя

Интимные отношения Кшесинской и Николая II не описаны нигде – сохранившиеся дневники самой балерины, которые можно найти в архивах Театрального музея имени Бахрушина, обрываются до этого момента, дневниковые записи самого цесаревича, а потом и царя, всегда были сухи и лаконичны. А в своих мемуарах, выпущенных в Париже, бывшая балерина обходит эту тему стороной.

Обручившись всё же в Алисой Гессенской, Николай немедленно порвал с Матильдой. Но балерина не стала чахнуть от горя – тщеславная красотка, которой «всегда всего было мало», очаровала великого князя Сергея Михайловича. По слухам, именно от него Кшесинская родила сына Владимира.

Но позже влюблённого в неё Сергея Михайловича она легко заменила на князя Андрея Владимировича – двоюродного брата царствующего Николая. Андрей был на шесть лет младше Кшесинской – но без раздумий бросил всё и сделал балерине предложение.

Вместе с ним Кшесинская уехала в эмиграцию, и в 1921 году в Каннах был заключён их морганатический брак. На тот момент Кшесинской было почти 50 – но она по-прежнему оставалось прекрасной и невероятной женщиной, так что великий князь не сомневался ни минуты.

Фото: 24smi.org

Век Кшесинской завершился в 1971 году, в эпоху, когда в мире уже давно изобрели компьютеры, а оперу и балет заменили для масс поп-группы. Но история её невероятной страсти вряд ли забудется или выйдет из моды.

Маргарита Звягинцева


Новости партнеров


Новости СМИ2