Счастливый кот Шредингера и его собратья, замученные во имя науки

527 0
Счастливый кот Шредингера и его собратья, замученные во имя науки

Фото: Animalsave.ru

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Поклонники одного из создателей квантовой механики и автора знаменитого эксперимента Эрвина Шрёдингера празднуют 130-летие своего кумира. Сегодня пресловутый кот известен едва ли не больше самого учёного. В честь него называют паблики в соцсетях, его судьбу обсуждают в популярных ситкомах. Так что же с ним случилось?

«Живого кота помещают в коробку с запечатанным пузырьком яда, который может разбиться в любой момент. И так как никто не знает, был ли выпущен яд до момента открытия коробки, кот может быть одновременно и жив, и мёртв», – так суть эксперимента объясняет герой сериала «Теория Большого Взрыва» Шелдон.

Герой Джима Парсонса из «Теории Большого Взрыва»

Фото: Clubhousenews.com

Данный опыт был призван проиллюстрировать некоторые аспекты копенгагенской интерпретации квантовой теории. И коту на этот раз повезло – эксперимент был мысленным. Проще говоря, никакого замученного кота просто не было.

Эрвин Шрёдингер

Фото: Hearthis.at

В науке так бывает далеко не всегда. Ежегодно в лабораториях учёных гибнут миллионы животных. Прогресс знаний оплачивается их страданиями. И очевидно, что как минимум в некоторых случаях жертвы выглядят совсем необязательными. Несмотря на весь научный авторитет их мучителей.

Роберт Вуд

Фото: osa.org

Зато кот, вполне реальный, а не умозрительный, был у американского физика Роберта Вуда. И наилучшее применение, которое учёный муж смог найти своему четвероногому другу – протирать им (котом) спектрограф в своей домашней лаборатории. Это была такая 15-метровая деревянная труба диаметром 15 сантиметров, торчавшая из стены сарая. В одном конце – дифракционная решетка, в другом – зеркало. Со временем, в приборе образовывался слой пыли, нарушавший точность экспериментов. Но вот подобраться к дорогой и высокоточной оптике было непросто. Не долго думая, учёный взял кошку, запустил её в трубу, и закрыл одно из отверстий. Всё, что оставалось ошалевшему от испуга коту – ползти к единственному выходу, протирая боками стенки прибора и бесценные линзы.

Чертёж спектрографа

Коллаж: Пятый канал

Впрочем, и этому коту повезло в сравнении с сотнями собак русского физиолога Ивана Павлова. Учёного, вне всякого сомнения, выдающегося, внёсшего огромный вклад в науку и занимающее заслуженное место на исследовательском Олимпе. Но вот по дороге к этой вершине крови было пролито немало. Например, некоторым подопытным вскрывали брюхо, перерезали проток поджелудочной железы и вставляли в него стеклянную трубку, чтобы изучить влияние нервной системы на работу пищеварения. Многие животные не выжили, зато открытия учёного впоследствии спасли миллионы жизней. Нельзя не заметить, что сам Павлов зверюшек любил и старался по возможности уменьшить их страдания.

Иван Павлов, физиолог, лауреат Нобелевской премии

Фото: Sciencepenguin.com

«Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу и разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубою невежественною рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но это переношу в интересах истины и пользы людям», – говорил Павлов.

Фото: Mnogodum.com

Собаки заслуженного американского биолога и врача Роберта Корниша имели ещё более страшную судьбу, но в отличие от собак Павлова их жертва была напрасной. Учёный запатентовал несколько изобретений, некоторые из которых актуальны даже в наши дни. Но прославился он не этим, а обещанием воскрешать мертвых, если их органы не понесли сильных повреждений. Биолог назвал четырёх фокстерьеров Лазарями и задушил их, а затем впрыскивал в мертвые тела медикаменты и организовал искусственное кровообращение. В результате двое из четырех Лазарей действительно воскресли и прожили в мучениях ещё несколько месяцев. При этом свои последние дни они провели слепыми и с повреждённым мозгом. Повторить тот же опыт с человеком учёному не разрешили.

Роберт Корниш с «воскрешённой» собакой

Фото: livejournal.com

Джеймс Олдс считается одним из основателей современной нейробиологии, его вклад в науку велик и разнообразен, но в учебники и масскультуру вошёл один единственный опыт. О том, как крысы в его лаборатории добровольно расставались с жизнью от удовольствия. Его кратко и ёмко описали в одном из своих произведений братья Стругацкие.

Коллаж: Пятый канал

«Олдс и Милнер занимались экспериментами по мозговой стимуляции. Они вживляли электроды в мозг белых крыс. У них была варварская техника и варварская методология, но, отыскав в мозгу у крыс центры наслаждения, они добились того, что животные часами нажимали на рычажок, замыкающий ток в электродах, производя до восьми тысяч самораздражений в час. Эти крысы не нуждались ни в чем реальном. Они знать ничего не хотели, кроме рычага. Они игнорировали пищу, воду, опасность, самку, их ничто в мире не интересовало, кроме рычага стимулятора. Позже опыты были поставлены на обезьянах и дали те же результаты», – отмечали писатели. 

Фото: Suvt1.rudn.ru

А недавно от рук учёных погибло старейшее животное на Земле – 507-летний моллюск Мин. Он был современником эпохи великих географических открытий и Мартина Лютера. И погиб, пока биологи пытались определить его возраст. О своём рекорде Мин уже не узнает.

Фото: Pavlonews.info

Перечислять всех замученных во имя науки животных можно бесконечно. Масштабы явления потрясают. Ежегодно жертвами лабораторных экспериментов становятся до 15 миллионов братьев наших меньших. При этом споры об этичности подобных опытов с каждым годом становятся всё горячее, а многие учёные уверены, что без особых последствий для науки без них вполне возможно обойтись.

Александр Саблин


Новости партнеров


Новости СМИ2