Жук-короед или польский министр Ян Шишко — кто погубит Беловежскую пущу?

201 0
Жук-короед или польский министр Ян Шишко — кто погубит Беловежскую пущу?

Фото: wikimedia.org

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Польский министр окружающей среды Ян Шишко обещал доказать европейским скептикам, что вырубка Беловежской пущи — это, на самом деле, мера по спасению реликтового леса от страшного жука-короеда.

В Брюссель чиновник отправил отчет с итогами авторского эксперимента. Мол, в Польше очень бережно относятся к экологическим проблемам. И, тем более, к бедствиям национального масштаба А в том, что речь именно о нём, никто уже не сомневается. Ни Ян Шишко, на которого набросились с обвинениями в корыстных мотивах польские оппозиционные депутаты; ни специалисты из Еврокомиссии, которые под угрозой ежедневных штрафных санкций требуют прекратить вырубку леса; ни лесники, которые несколько лет не могли справиться с жуком-короедом. А этот вредитель, размером в полсантиметра, тем временем, планомерно уничтожал гектары уникального равнинного леса. Так значит ли это, что эксперимент Яна Шишко провалился?

Короед-типограф, его личинка и куколка

Фото: wikimedia.org

Жук-короед появился в Беловежской пуще еще в 2012 году, причем, именно польские власти впервые заговорили о его нашествии как о проблеме. Стоит сразу отметить, что государственная граница разделяет реликтовый лес на две не равные части. У Белоруссии, где был подписан знаменитый договор, – 87 тысяч гектаров, а у Польши – около 10 тысяч га. Конечно, для вредоносного насекомого пограничные кордоны вряд ли являются преградой. По словам экспертов, короед-типограф способен к расселению с одного дерева на ближайшие тридцать. Этого жука энтомологи не зря считают особо опасным.

В нашем распоряжении оказались уникальные фотоснимки с места вырубки.

Фото: архив Пятого канала

Что сейчас происходит в лесном массиве, пораженном опасным жуком? Сохраняется ли по-прежнему угроза его распространения? Возможно ли, что уже в ближайшем будущем, короед-типограф мигрирует в белорусский лес? Сенсационное заявление от российских ученых.

Экспертное мнение:

Юрий Гниненко, энтомолог, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией защиты леса Всероссийского Научно-Исследовательского Института Лесоводства и Механизации Лесного Хозяйства

Видео: Пятый канал

По последним данным, более 1 миллиона 300 тысяч деревьев польской Беловежской пущи сейчас под угрозой уничтожения. Причем, не только вредоносное насекомое, популяции которого за год проводят до пяти атак, угрожают реликтовому лесу. Польский министр окружающей среды Ян Шишко ратует за вырубку, как за единственный способ оздоровления природного памятника. Кроме того, он буквально рвется в бой с Еврокомиссией, которая, руководствуясь решением суда от 28 июля, запрещает Польше рубить лес.

«Мы тщательно инвентаризировали состояние природы в пуще и знаем, где и в какой популяции представлены некоторые виды растений и животных, так что будет легко сравнить эти данные с последствиями прекращения защитных действий.  Комиссия должна понимать, что ее решение будет иметь не только политические и социальные, но и определенные экономические последствия», – утверждает министр окружающей среды Польши Ян Шишко.

Вырубка леса началась весной 2016 года. Но только в последние месяцы разгорелся настоящий скандал. Польские власти проигнорировали распоряжение Страсбургского суда, правомерно выражающего протест, поскольку «Беловежский национальный парк» с 1992 года входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Не услышал Ян Шишко и местных экологов, которые уверены, что лес естественным путем справится с нашествием жука.

Фото: архив Пятого канала

На защиту реликтового равнинного леса стеной встали даже звезды кино и телевидения. Список знаменитостей перевалил уже за две сотни. Но польский министр своего чиновничьего решения не изменил. В чем же заключается суть эксперимента Яна Шишко?

«Одну часть леса мы оставили без какого-либо вмешательства человека, а на двух третьих территории проводим защитные мероприятия. Речь идет не о том, чтобы показать, кто прав, а документировать происходящее, чтобы найти лиц и организации, повинных в происходящем сейчас на этой территории. Поляки умеют грамотно использовать природные ресурсы, а протесты организуют люди, которые не знают происходящих в естественной среде процессов. В связи с этим мы запустили эксперимент для того, чтобы показать, что будет с пущей, если мы не будем постоянно о ней заботиться», – поясняет чиновник.

Какие же аргументы у польских «зеленых»? По мнению местных экологов, которые, безусловно, не одобряют эксперимент Шишко, вырубка леса нарушает уникальную экосистему. И речь идет не только о хвойных деревьях, - о животном мире, в котором якобы наблюдается заметный дисбаланс.

Экспертное мнение:

«Вмешательство человека – вырубки и искусственные посадки – изменяют всю структуру пущи, истребляют натуральную среду, необходимую для развития видов грибов и насекомых. Надо помнить, что деревья существуют 300 млн лет, лесному покрытию Беловежской пущи – 8-9 тыс. лет, а лесники работают здесь только 100 лет. И если до 20 века пуща жила без санитарных вырубок, то она и дальше самостоятельно справится с любой бедой», – считает Богдан Ярошевич, профессор, руководитель Беловежской геоботанической станции Варшавского Университета, бывший вице-директор Беловежского национального парка в Польше.

В пользу этого мнения говорит опыт немцев в Баварском лесу. Не радикальные методы по спасению Беловежской пущи, пока, не привели к значительным результатам. Так, например, польские специалисты установили на жуков-вредителей феромоновые ловушки.

Видео: youtube.com

Собрали 200 литров насекомых, но лучше от этого лесу не стало. Правда, существуют и другие способы борьбы. В том же Подмосковье короеда истребляют с помощью других насекомых, так называемых «короедных волков». Как божьи коровки пожирают тлю, так и муравьежуки активно способствуют уничтожению короеда-типографа. Причем, главную роль в этом процессе играет человек, поскольку в природе эти насекомые живут бок о бок, и только искусственное увеличение «короедных волков» приводит к их агрессивному поведению. Возможно, полякам все же стоит сейчас взять российский опыт на вооружение? Или уже, действительно, поздно бороться?

Экспертное мнение:

Юрий Гниненко, энтомолог, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией защиты леса Всероссийского Научно-Исследовательского Института Лесоводства и Механизации Лесного Хозяйства

Видео: Пятый канал

Тем временем, сторонник радикальных мер, Ян Шишко готов потребовать компенсацию от ЕС – два с половиной миллиона евро, в том случае, если санитарная вырубка будет все же остановлена, поскольку, по информации государственного лесничества Польши, на данный момент вырублено всего около 160 тысяч зараженных деревьев, и до 1,3 миллиона еще очень далеко. Польша даже готова лишить свою часть леса природоохранного статуса, поскольку комиссия ЮНЕСКО будет оценивать угрозу Беловежской пуще до ноября 2018 года. Складывается ощущение, что кроме жука-короеда и Яна Шишки никто не торопится… Но остается только ждать общеевропейской реакции на экспериментальный доклад польского чиновника, надеяться, чтобы Беловежская пуща все же не превратилась в обыкновенный лесхоз.

Елена Норкунайте


Новости партнеров


Новости СМИ2