Правовой ликбез: Как не попасться на удочку автомошенников

447 0
Правовой ликбез: Как не попасться на удочку автомошенников

Фото: Пятый канал

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Взять в долг миллион, чтобы сохранить 40 тысяч. Звучит абсурдно, но именно так работают сотни автосалонов в стране. Продавцы, банки, ремонтные мастерские, адвокаты — всем такая схема нравится, потому что приносит огромную прибыль и загоняет простых автовладельцев в многолетние долги. Как не купить сломанный автомобиль по цене нового и не остаться должным всем вокруг — пошаговая инструкция.

Заросшая травой парковка на окраине Петербурга. Кладбище ржавеющих железных коней. Именно сюда Михаил привез свежекупленный «Ford Focus III».

Видео: Пятый канал

А ведь машина ему даже не была нужна. Был выходной день, решил изучить, что предлагают в интернете, рассказывает мужчина. Нашел невероятно выгодное предложение – новенькая, 2016 года, «Skoda Rapid» за 395 000 рублей. Михаил заполнил заявку на сайте. Через несколько минут ему позвонил менеджер и предложил приехать в салон, чтобы ознакомиться с предложением по кредиту.

«Мне сказали, что кредит дадут под 5% годовых, максимум – под 9%. Когда я приехал в салон, мне заявили: «Чтобы банк одобрил кредит, нужен первоначальный взнос, 40 000 рублей будет достаточно». Я заплатил эти деньги в кассу, чек мне выдали и тут же, вместе с паспортом, взяли для того, чтобы «сделать ксерокопию». Затем я несколько часов ждал. В итоге, менеджер мне заявил – автомобиль, за которым я пришел, не подходит под условия банка. Нужно либо выбрать другой – подержанный, либо попрощаться с первоначальным взносом. Я выбрал «Ford Focus», который мне предложили купить за 410 тысяч. Однако в договоре купли-продажи была написана другая цифра: 650 тысяч. Разницу объяснили так: «Это брокерские услуги, комиссия от салона, все переводы по счетам и т.д.». Только после того, как я подписал договор, мне показали мой кредитный договор. Вместо обещанных 9% годовых там стояло 23%. Ближайшие семь лет каждый месяц я должен буду отдавать 14500 рублей. Общая стоимость машины, которая даже не заводится, перевалила за миллион рублей», – жалуется Михаил Пегасин.

Василий Андреев

Фото: Пятый канал

Еще один «счастливый» автовладелец – полицейский из Великого Новгорода Василий Андреев. За выгодной ценой он примчался за 200 километров. В тот же салон, где купил свою машину Михаил. Только у Василия ситуация еще хуже. Из своей зарплаты в 20 000 рублей ближайшие пять лет он вынужден будет отдавать банку 17 000. На оставшиеся три тысячи нужно прокормить себя, жену и ребенка, который появится на свет в сентябре. А еще – починить машину, которая чудом довезла его домой.

 

Уфа, Астрахань, Оренбург – аналогичные ситуации происходят по всей стране. Автовладельцы подписывают все бумаги, приезжают домой… Осознание приходит на следующий день. Должники бегут в полицию, но там – только руками разводят, мол, сделать ничего не можем – вы знали, на что шли. Подписывать бумаги вас никто не заставлял. Или заставлял? Все покупатели говорят одно и то же – после того, как тебя «промаринуют» в салоне 10 часов, подпишешь, что угодно. Покупатели, которые называют себя обманутыми, составили список психологических уловок, которые используют продавцы:

    Предлагают внести предоплату за авто, чтобы подтвердить платёжеспособность перед банком и постоянно торопят.

    После внесения предоплаты – угрожают тем, что вы потеряете эти деньги.

    Кредитный договор даётся на подпись только после подписания договора купли-продажи, когда отказаться от сделки уже невозможно.

    Клиент вынужден ходить из кабинета в кабинет, на каждый вопрос отвечают разные сотрудники.

    Постоянное ожидание. Несколько часов клиент просто ждет, не зная, что происходит. Ждать можно весь день.

    Сделка завершается в конце рабочего дня – менеджеры одеваются, собирают вещи и постоянно торопят уставшего клиента.

    Любая попытка возразить жестко пресекается обещаниями оставить без денег и машины, потребовать неустойку и т.д.

 

 

Владлен Статный, сотрудник «Международной Академии Исследования Лжи»

Фото: Пятый канал

«Обработка начинается с того момента, как человек зашел в салон или сделал звонок. Используется прием «получения согласия», что бы клиент начал соглашаться с теми аргументами, которые высказывает менеджер. Это могут быть самые обычные вопросы, главное, чтобы человек постоянно соглашался. Все конфликты возникают, когда покупатель уже внес предоплату. Для менеджера это четкий сигнал, что сделка должна быть доведена до конца».

В теории, любой здравомыслящий человек понимает принципы работы этих схем, но, когда покупатель остается наедине с автодельцом, всё забывается. Профессионалы своего дела знают, как подавить любое сопротивление.

Видео: МВД РФ

На видеозаписи – обычная работа салона по продаже автомобилей в Москве. Этих менеджеров назвали «организованной преступной группой».

«В период с 2013 по 2015 годы участники группы, всего – 22 человека, размещали объявления о продаже автомобилей по ценам значительно ниже среднерыночных. Однако при оформлении сделки на подпись покупателю представлялся выполненный мелким шрифтом предварительный договор купли-продажи, отличный от рекламных предложений, в котором имелись скрытые от покупателя условия, превышающие до 2 раз стоимость автомобиля», – сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

За несколько лет работы подсудимые отобрали у доверчивых и слабохарактерных клиентов больше 30 миллионов рублей.

Фото: kakprosto.ru

При этом интерес правоохранительных органов и возбуждение уголовного дела, даже выигранный суд, не гарантируют возврата денег. Эта схема тоже отработана – проблемный автосалон объявляет себя банкротом, решения пылятся на полках у судебных приставов, а коммерсанты открывают салон под новой вывеской и продолжают работать. Вот, что заявила нам директор магазина, где приобрели миллионные долги Михаил и Василий:

«Покупателю не хочется говорить себе: да, я принял неверное решение, да я купил эту машину… Зачем я ее купил? Я хотел новую, а купил б/у. Понятно, что 4% годовых не бывает нигде. Он в этом себе не признается, он считает, что его обманул автосалон. Но решение брать автокредит или не брать принимает сам человек. Как я могу на его решение повлиять? Это невозможно. А истории похожие друг на друга – это тоже легко объяснить. Адвокаты специально учат людей, убеждают их, что мы сейчас все отсудим. Они уверяют, что клиент получит 100 тысяч компенсации морального вреда и 50 тысяч судебных издержек, а еще и 50% стоимости автомобиля вам вернут», – Елена Григорьева, директор автосалона.

При этом все понимают, что без кредита обычный обыватель сегодня собственную машину позволить себе сможет вряд ли. Ситуация кажется безвыходной, но не всё так плохо. Вот несколько простых правил, как противостоять психологическому давлению:

    Приходить в салон не одному. Желательно, чтобы это была пара – мужчина и женщина. В таком случае внимание будет работать гораздо эффективнее. Обработать его будет гораздо сложнее.

    Задавать как можно больше детальных вопросов до того, как расстаться хотя бы с одним рублем. Например: опишите мне, пожалуйста, всю процедуру приобретения автомобиля.

    Все ответы записывать. Нужно взять лист бумаги и максимально подробно (спешить вам некуда) законспектировать весь ответ. Это будет очень сильно влиять на самого менеджера.

    До того, как расстаться с деньгами, должен прозвучать вопрос: какие есть варианты возврата моей предоплаты в том случае, если у меня изменяться финансовые обстоятельства. Ответ также нужно записать.

    Необходимо задать так же следующий вопрос: скажите, у вас бывали случаи возвратов предоплат клиентам, в случае, если сделка не состоится. Так вы сможете понять предысторию.

    Если вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией, понимаете, что вами манипулируют – прямо скажите об этом. Это сразу обрушит всю стратегию менеджера, он потеряется, а вы вернете себе превосходство.

Эксперты говорят – к покупке автомобиля нужно готовиться, тщательно продумывая каждый шаг еще до того, как вы переступите порог салона или наберете его номер телефона.

 

Александр Холодов, член санкт-петербургского городского совета «Всероссийского общества автомобилистов»

Фото: Пятый канал

«Такие салоны мошенниками называть нельзя. Они просто пользуются правовым нигилизмом людей. Договоры у нас не читают, верят словам больше, чем тому, что написано на бумаге. Я вообще считаю, что сегодня без юриста заходить в автосалон нельзя. Перед тем, как идти – почитайте отзывы в интернете, поспрашивайте рекомендации у знакомых. Если вы видите отзыв по интересующему вам салону – свяжитесь с автором, расспросите подробнее об организации. И, конечно же, нельзя бежать туда, где предлагают самое выгодное и дешевое предложение».

Михаилу, который купил не нужный ему автомобиль, еще повезло. Если он сможет доказать, что качество товара не соответствует договору купли-продажи (машина сломана), появится шанс оспорить сделку и вернуть деньги. Однако, на практике, избавиться от дорого автохлама практически невозможно.

Дмитрий Акимов


Новости партнеров


Новости СМИ2