Под грифом «секретно». «Уральский Чернобыль» и другие трагедии, о которых молчали в СССР

9 659 0
Под грифом «секретно». «Уральский Чернобыль» и другие трагедии, о которых молчали в СССР

Фото: Пятый канал

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Ядерные взрывы, масштабные крушения поездов, загрязнение водоёмов, гибель людей на «стройках века» — многие из таких трагедий в СССР были «похоронены» на полках архивов вместе с секретными разведданными. Существовала даже специальная брошюра для СМИ, где было чётко прописано, о чём советскому человеку знать и думать не стоит, а советскому журналисту писать запрещено. Но сегодня вся тайная информация рассекречена — и мы можем рассказать о самых крупных ЧП, унёсших в советское время множество жизней.

Первый ядерный гриб на Союзом

Ядерный взрыв, случившийся шестьдесят лет назад под Челябинском, унёс жизни сотен тысяч людей. Правда, не сразу – по официальной версии, тогда, в сентябре 1957 года не пострадал ни один человек. Однако «ядерный гриб», взметнувшийся в небо в тот день, наградил местных жителей и работников производства «звенящими» дозами радиации. Заражёнными оказались и тысячи квадратных километров земли. Так освобождённый атом впервые победил советского человека.

Фото: flickr.com

Правда, местные газеты написали тогда, что огромное жёлтое облако и малиновое свечение, наблюдавшееся в небе весь день – просто удивительные природные явления. Врачам местных больниц было запрещено ставить диагноз «лучевая болезнь». А эвакуация людей началась лишь через несколько дней после катастрофы. Но даже тогда людям не объяснили, в чём дело. Поговаривали, что под местными деревнями нашли нефть – потому и выселяют.

ПО «Маяк», саркофаг для радиоактивных отходов

Фото: pochel.ru

Мы все привыкли считать, что самой страшной техногенной катастрофой, связанной с атомом, была авария на Чернобыльской АЭС. Однако на самом деле «пальма первенства» принадлежит городу Озёрск, или, как он на тот момент назывался (по всем правилам строгой секретности) – Челябинск-40. Именно там, на химическом комбинате «Маяк» 29 сентября 1957 года случилась первая в СССР техногенная авария, сопровождавшаяся ядерным взрывом.

ПО «Маяк», ядерный реактор

Фото: pochel.ru

«Маяк» был строго засекреченным производством, на котором советские учёные старались обогнать Запад в ядерной гонке. Именно там был построен промышленный ядерный реактор, там получали обогащённый уран. А рядом с «секретным объектом «А», как именовался реактор, находился «секретный объект «Б» - завод, на котором из урана получали плутоний. Также существовал и объект «В» - предприятие, где получали чистейший плутоний, а затем создавали ядерное оружие.

ПО «Маяк» пережигание урановой стуржки

Фото: pochel.ru

Более чем полвека назад о безопасности при работе с расщеплённым атомом задумывались гораздо меньше, чем сейчас. Чего стоит судьба одной лишь речки Течи, в которую первое время отходы ядерного производства сливали просто так. Местные, к слову, о такой «витаминизации» кормившего их источника не подозревали, а потому продолжали ходить на радиоактивную Течу за водой. Болезни и смерти, которые стали косить жителей окрестных деревень в конце пятидесятых, стали обрастать легендами и страшными сказками. И только значительно позже стало известно о секретных особенностях теченской воды.

ПО «Маяк»

Фото: pochel.ru

На самом «Маяке» первое переоблучение сотрудников произошло ещё в 1953 году. Через два года случилась ещё одна авария, в результате которой рухнула часть здания. Но всё это – ничто по сравнению с катастрофой 29 сентября 1957 года. В тот день, в 16:22 по местному времени уставшие от заключения в бетонном саркофаге ядерные отходы, перегревших, разорвали своё хранилище – так называемую «банку» - и на свободу вырвалось облако, содержащее примерно 20 миллионов кюри радиоактивных веществ.

ПО «Маяк», отработанное ядерное топливо

Фото: pochel.ru

Один из заключённых, работавших на комбинате, рассказывал через много лет, что весь день после взрыва с неба падала чёрная сажа, покрывая всё вокруг толстым слоем. К слову, этот зэк оказался одним из немногих выживших – как отмечал он потом в своих записках, большинство позже умерло в течение нескольких лет.

Фото: chernobylguide.com

Взрывом, который оценивается в несколько десятков тонн в тротиловом эквиваленте, с хранилища сорвало крышку весом 160 тонн. Ветер в тот день дул на северо-восток, и в течение следующих десяти часов радиоактивные осадки покрыли полосу земли длиной 350 км от Озёрска до Пышмы и Пионерского. Всего под заражение попало 23 тысячи км², 217 населённых пунктов и 270 тысяч человек. Свою дозу радиации получили жители Челябинской, Свердловской и Тюменской областей.

Фото: chernobylguide.com

Авария получила наименование «Кыштымской» - по названию ближайшего к засекреченному Челябинску-40 населённого пункта. Естественно, уровень секретности этого ЧП мгновенно взметнулся до небес. Жителей ближайших деревень решено было эвакуировать только через неделю после катастрофы, когда все они уже получили очень приличные дозы радиации. Первыми выселили чуть больше тысячи человек из сёл Сатлыково, Галикаево и Бердяниш. Затем пришёл черёд и других деревень.

Фото: pochel.ru

Населённые пункты сносили подчистую: дома давили бульдозером вместе со скарбом, скот забивали и сжигали. Такие меры принимали в расчёте не допустить распространения источников заражения. Людям, конечно, ничего не объясняли. О том, что в будущем их ждут проблемы со здоровьем, никто не заикался.

Восточно-уральский радиоактивный след

Фото: ru.wikipedia.org

Позже на отрезке миграции радиоактивного облака образовался так называемый Восточно-уральский радиоактивный след – ВУРС. На этом месте была создана санитарная зона, а в 1968 появился Восточно-Уральский государственный заповедник. Точное количество погибших после Кыштымской катастрофы неизвестно – ведь среди них оказались и устранявшие последствия зэки, которых не считали, и местные школьники, которых заставляли хоронить заражённый урожай, и многие другие.

Мёртвая вода радиоактивного озера

Отдельно следует рассказать и о той самой несчастной речке Тече, а также о её товарище по несчастью – озере Карачай. До появления «банок» для хранения отходов производства мирного (и не очень) атома смертельно опасные «помои» сливали прямо в водоёмы. Справедливости ради стоит отметить, что так поступали не только в СССР – противостоявшие Союзу в ядерной гонке Штаты также не гнушались в первое время загрязнением окружающей среды.

Фото: flickr.com

С 1949 по 1952 года в речную систему Теча-Исеть-Тобол было сброшено радиоактивных отходов на три миллиона кюри. Позже складировать радиоактивный «мусор» решили в замкнутой водной системе. Для этих целей под Челябинском было выбрано озеро Карачай. В заболоченный водоём с 1951 года слили столько отходов, что радиационный фон вокруг него, в конце концов, вырос до 120 миллионов кюри.

В первой половине шестидесятых озеро Карачай стало мелеть из-за засушливой погоды. В результате, обнажилась часть дна, а вместе с ней – радиоактивный ил. Заражённая жижа подсыхала на солнышке, а позже крошилась в пыль, и ветер разносил её на много километров вокруг.

Фото: chernobylguide.com

После особо крупного ЧП с песчаным ветром (о котором, разумеется, нигде не писали) руководство «Маяка» приказало тщательно следить за уровнем воды в Карачае. А в 1986 году несчастное озеро решили полностью ликвидировать. Для этого на радиоактивные берега потянулись нескончаемы вереницы грузовиков с грунтом и полыми бетонными блоками. Полностью водоём ликвидировали совсем недавно – 26 ноября 2015 года. В этот день в озеро опустился последний бетонный блок, и тяжёлые машины разравняли его поверхность. Всего в ликвидацию так неосмотрительно заражённого озера было вложено 17 миллиардов уже российских рублей.

Газовая ловушка для отдыхающих

Обугленные свечки сосен, выжженная земля, чёрная воронка в километр шириной и развороченные вагоны пассажирских поездов – всё это последствия самой крупной в истории России и Советского союза железнодорожной катастрофы. Одна из самых кошмарных случайностей произошла в начале лета 1989 года в низине под городом Аша, на границе Башкирии и Челябинской области. Там, в ночь с 3 на 4 июня в момент встречи на соседних путях двух поездов – «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» - прогремел взрыв, полностью уничтоживший составы. В результате катастрофы погибли около 600 человек, треть из которых – дети. Ещё столько же оказались ранены. Многие из выживших получили жуткие ожоги, лишились конечностей и на всю жизнь остались инвалидами.

Кадры с места катастрофы

Фото: nefteblog.ru

А причиной катастрофы оказались две очень привычные нам вещи – халатность и разгильдяйство. И, может быть, лень. Дело в том, что почти в километре от железной дороги, на которой произошла трагедия, располагался газовый трубопровод. Незадолго до происшествия на трубе образовалась значительная брешь – длиной 1,7 метра. Через эту трещину и стала вытекать газовоздушная смесь.

Выбравшись на свободу, сжиженный газ испарялся и спускался в ту самую низину в 11 километрах от Аши, по которой и проходила железная дорога. К ночи 4 июня облако газа стало таким плотным, что игнорировать его было уже невозможно. Машинисты проходивших здесь поездов докладывали диспетчеру участка о крайне сильной загазованности – но работники дороги на перегоне не обращали на их слова внимания.

В то же время в Аше обнаружили падение давления в продуктопроводе, однако выяснять причину никто не стал. Дежурные просто увеличили подачу, чтобы стрелка вернулась на своё место – и через трещину стало вытекать ещё больше газа.

Самое жуткое в этой истории – ряд невероятных и жутких совпадений. Дело в том, что поезда «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск» никак не могли встретиться на соседних путях. Это произошло из-за того, что оба машиниста выбились из расписания. По некоторым данным, первый поезд останавливался из-за оказавшейся в вагоне роженицы, ребёнок которой решил появиться на свет именно в эту ночь, а второй задержался из-за технической неисправности.

В тот момент, когда поезда вошли в «газовое озеро», образовавшееся в низине, где-то проскочила искра. Откуда она взялась – неизвестно, да и не так уж важно. Кто-то считает, что это была выброшенная в окно сигарета или спичка, другие уверяют, что искра выскочила из-под колёс состава. Одной искры оказалось достаточно, чтобы воспламенить огромное облако газа – и раздался взрыв. Его мощность была ужасающей – по одной из версий, она оценивалась в 12 килотонн. Для сравнения, мощность бомбы, взорвавшей Хиросиму, была от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте, а на Нагасаки обрушилась бомба мощностью в 20 килотонн.

Фото: ru.wikipedia.org

Ударной волной от взрыва на железной дороге в Аше выбило стёкла. Вскочившие с постелей люди увидели огромный столб пламени, взметнувшийся к небу. Огонь моментально выжег несколько вагонов вместе с пассажирами. Как рассказывали очевидцы, прибывшие после взрыва на место происшествия – спасатели и врачи – люди горели как свечки.

По официальным данным, на месте аварии погибли 258 человек, ещё 317 скончались в больницах. Есть и другие цифры. Считается, что в переполненных отпускниками поездах было значительно больше людей, и погибших было 675 – именно столько имён выбито на мемориале, установленном неподалёку от места катастрофы. Среди погибших оказался 181 ребёнок. Всего в поезде было 383 ребёнка, многие из выживших остались инвалидами.

При этом, жертв могло быть гораздо больше. Часть выживших на месте взрыва спасла оперативная реакция старшего врача скорой помощи Уфы Михаила Калинина, а также слаженная и самоотверженная работа всех медиков и спасателей столицы Башкирии. Катастрофа случилась в летнюю ночь с субботы на воскресенье, и многие врачи были на дачах и в отпусках. Поэтому просьбу выйти на смену передали по радио – и на неё откликнулись.

После трагедии вагоны отечественных поездов стали делать из менее легко воспламеняющихся материалов. А вот проблему с разгильдяйством решить оказалось сложнее.

«Ледовое побоище» под Верещёвкой

Конечно, железнодорожных катастроф в СССР случалось много, и о них совсем не принято было писать в прессе и говорить на комсомольских собраниях. Слухи о самых крупных трагедиях, правда, всё же распространялись – но были и такие истории, о которых стало известно только значительно позже. Да и то – далеко не всё.

К таким катастрофам можно отнести крушение поезда на станции Верещёвка в 1944 году. Информации о ней совсем немного. Три четверти века назад, около 4 утра 24 января пассажирский поезд № 75 Вязьма-Брянск пересекал заледеневшее озеро. Состав следовал по насыпи и хлипкому временному деревянному мосту. Незадолго до этого мост пережил серьёзный «стресс»: по нему как раз прошёл тяжёлый грузовой состав с танками.

Фото: livejournal.com

В результате, железная дорога просела, и часть поезда вместе с пассажирами погрузилась в ледяное озеро. Другие вагоны свалились на лёд. Но и их участь оказалась не лучше: под тяжестью железа лёд проломился, и под воду ушли ещё несколько вагонов, а также люди, успевшие было выбраться из тонущего поезда.

Точное количество утонувших до сих пор неизвестно. В поезде были, в основном, военнослужащие. Погибших захоронили там же, недалеко от Верещёвки, в братской могиле. В докладной, поданной Сталину в день крушения поезда, говорится о 47 погибших и 50 раненых – но, вполне вероятно, что цифры эти неполные.

Общее количество несчастных случаев, ЧП и случайных смертей, произошедших в советское время, вряд ли удастся когда-нибудь точно подсчитать. Но это и не нужно – достаточно помнить. И не повторять ошибок.

Маргарита Звягинцева


Новости партнеров


Новости СМИ2