В России с января 2016 года ужесточат контроль за продажей спиртного

190 0

Перейти в ДзенСледите за нашими новостями
в удобном формате

Новая система учёта алкогольной продукции, должна исключить попадание в магазины контрафакта. Потребитель, что называется, может пить спокойно! Но вот, будет ли, что поставить на стол в праздничную ночь?

Ведь далеко не все ритейлеры перешли на новую схему. Как она работает и стоит ли ждать перебоев в поставках легального  спиртного, разбирался  наш корреспондент Алексей Багин.

- Поднести телефон к этому коду и на экране телефона появится наименование товара, его характеристики, емкость, а так же индивидуальный номер акцизной марки. 

Все бутылки посчитаны, каждая банка спиртных напитков пронумерована. Единую государственную автоматизированную систему учёта алкогольной продукции  - (сокращено ЕГАИС) – тестируют в алкомаркетах страны. Уже сейчас за месяц до официального ввода она имеет большой успех. По крайней мере, у покупателей – при помощи приложения на смартфоне можно выяснить всё, о напитках, которые ставишь на стол.     

Екатерина Приезжева, помощник руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: «Если в магазине была попытка продать какую-то нелегальную бутылку алкоголя, то мы в течение короткого времени видим эту информацию. Понимаем, в какой конкретно точке была такая попытка. Для нас и для всех контролирующих органов такой сигнал является основанием для начала проведения проверки».      

В июне этого года был подписан закон ужесточающий оборот алкоголя. Вступить в силу для оптовых поставщиков он должен с первого января 2016-го, а для розничных продавцов с середины следующего года. Но сейчас перед грядущими зимними праздниками выяснилось: исполнить требования - только в Петербурге - готовы не больше 10 процентов магазинов. А по всей стране и того меньше. Поползли слухи – мол, Новый Год, к слову сказать, по китайскому календарю - Синей Обезьяны грозит стать безалкогольным. И это при том, что саму программу ЕГАИС можно в любой момент бесплатно скачать на сайте Росалкогольрегулирования. Но проблема, как выяснилось, носит традиционный характер – русский авось.

С техническим переустройством продавцы затянули  до неприличия. Установить сканеры и другую, заметим - не самую дорогую технику, мелкие фирмы просто не успели. Хотя сделать это были обязаны. 

- Здравствуйте, у вас система ЕГАИС есть? – Что есть? – Вы не знаете? – Неа, не знаю. – Система куда вносится информация о реализации алкоголя. И лицензии у вас, наверное, нет?

Ни документов на алкоголь, ни системы учёта в этом магазине, расположенном, между прочим, в центре Северной столицы не оказалось. Здесь сомнительны не только товар, но и цены на него. Бутылка водки - всего 60 рублей. В то время как акцизная, не может стоит дешевле ста. За внезапно онемевшего продавца пришлось отвечать директору. Выяснилось здесь не то, что про ЕГАИС,  про правила торговли не слышали.                    

- Мы обычные граждане приехали купить в магазине продукты. И увидели  кучу алкоголя – Но у нас же водки нет. – Не имеете права приходить к нам! – По 171 федеральному закону реализация алкогольной продукции в нестационарном павильоне вообще запрещена.

По словам специалистов, продажи суррогата, которым травится население, возросли именно в этом году. В разных регионах страны только за последние месяцы тяжело отравились сотни людей.      

Никита Сорокин, руководитель общественной организации «Честный Петербург»:  «Происходит спад реализации алкогольной продукции лицензионной на 20 процентов – это буквально вот на конец года. По сравнению с 2014 годом. 20 процентов – это очень много. А если где-то убыло – значит куда-то должно прибыть. Так вот прибыло как раз на нелегальном рынке. Эти 20 процентов люди будут покупать и травиться».

Пиво – самый дешевый лот из линейки некрепкого алкоголя. Производители пенного напитка к установке ЕГАИС  - в отличие от своих дистрибьютеров отнеслись ответственно. По закону: систему должны установить не только продавцы, но и заводы – чтобы можно было проследить весь маршрут товара.

Система учёта алкогольной продукции уже введена на некоторых крупных предприятиях. К примеру, петербургский пивоваренный завод одним из первых оснастил производство необходимым оборудованием. Теперь свой индивидуальный штрих-код есть у каждой упаковки. Впрочем, здесь считают: введение системы во всей стране – преждевременно. Небольшие пивоварни - в отличие от крупных, пока не готовы к техническому переоснащению.  

Кто не успел - сам виноват  – считают эксперты в области алкогольного рынка. Как рассказали в аппарате уполномоченного по правам предпринимателей – нововведением недовольны лишь те бизнесмены, которые вовремя не приняли меры. А ведь пространство для манёвра было.

Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Санкт-Петербурге: «Очень многие предприниматели вообще не знали о том, что необходимо выполнить. Хотя нужно отметить, что крупные сети – федерального значения, крупные игроки на этом рынке – они установили. Сегодня во многих крупных сетях уже тестируют эту систему».

Впрочем, о нерадивых, медленных или просто ленивых предпринимателях –  государство тоже думает. Петербургский омбудсмен уже выступил с инициативой защитить малый бизнес. Для этого предложено перенести сроки ввода закона. Так же как это делали с дачной амнистией, с бесплатной приватизацией квартир и с другими нововведениями, потребовавшими  небольшого тайм-аута. В случае с ЕГАИС сроки просят сдвинуть на лето 2016 для оптовиков и на начало 2017 года для розничной торговли. Даже если такой вариант отклонят,  считают чиновники - ни Новый год, ни Рождество в Петербурге испорчены все равно не будут. Запасов качественного алкоголя в магазинах достаточно. Важно лишь разумно подойти к выбору, и к количеству спиртного.


Новости партнеров


Новости СМИ2